Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку выдающегося итальянского фотографа Марио Джакомелли (1925–2000) «Поэтика ландшафтов». Впервые МАММ показал работы Джакомелли в рамках Седьмого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2008».
Марио Джакомелли — один из немногих итальянских фотографов, получивших международное признание еще в 1960-е гг. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира, в том числе, в постоянной коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA).
Марио Джакомелли родился в Сенигаллии, на Адриатическом побережье Италии в 1925 году. Он рано потерял отца, и в возрасте тринадцати лет уже начал работать в типографии, а в свободное время писал стихи, рисовал и фотографировал, используя собственноручно собранную камеру.
В 1952 году он вступил в фотографическую группу «Миза», организованную Джузеппе Кавалли, который перебрался в Сенигаллию в послевоенные годы и занимался активным продвижением искусства фотографии в Италии.
В 1955 году Марио Джакомелли победил на престижнейшем Национальном конкурсе Кастельфранко Венето, его работы начали публиковать самые известные специализированные итальянские журналы — такие как «Ferrania» и «Rivista Fotografica Italiana». В 1957 году Джакомелли создал серию снимков об обитателях городского дома престарелых «Verra la morte e avra i tuoi occhi» («Смерть придёт, и она будет иметь твои глаза»), которая была высоко оценена критиками и стала настоящим событием в мире фотографии.
Серия «Io non ho mani che mi accarezzino il viso» («У меня нет рук, что ласкали бы моё лицо»), над которой Марио Джакомелли работал в течение года в духовной семинарии, вновь всколыхнула фотографический мир. Самый известный кадр серии, на котором изображены танцующие во дворе молодые священники был сделан тайно, с крыши семинарии. Чёрные, немного размытые движущиеся фигуры на контрастном белом фоне — ничего лишнего. Минимумом средств Джакомелли удалось выхватить из повседневности и необыкновенно точно передать ощущение лёгкости, радости, и беззаботности. Снимки немедленно разошлись по всему миру и какое-то время были одним из самых популярных сюжетов для росписи кофейных чашек.
«Мне интересно не столько документировать происходящее, сколько заглядывать внутрь него, — рассказывал Марио Джакомелли. Я верю в абстракцию, для меня абстракция — способ еще теснее приблизиться к реальности. Расфокусированное или расплывчатое изображение, зернистость, угасший белый, замкнутый чёрный — словно взрыв мысли, позволяющий образу существовать долго, чтобы в гармонии с материей, с реальностью образ наполнился духовным содержанием и сумел отразить внутренний мир, драму жизни».
Особое место в творчестве Марио Джакомелли занимала Сенигаллия, итальянская провинция, где он родился и провёл всю жизнь. Джакомелли снова и снова был готов воспевать суровую красоту и простоту её пейзажей. «Presa di coscienza sulla natura» («Новое осознание природы») (1954–2000); «Metamorfosi della terra» («Метаморфозы земли») (1960–1980); «Storie di terra» («Истории земли») (1984–1985), «Calabria. Il canto dei nuovi emigranti» («Калабрия. Песня новых эмигрантов») (1984–1985), «Il mare dei miei racconti» («Море моих историй») (1984–1992) — названия его пейзажных фотоциклов необыкновенно поэтичны, а сами серии, снятые с высоты птичьего полёта, завораживающе неправдоподобны. Графичные чёрно-белые изображения словно выхвачены из другого времени или другой реальности.
Успех и слава совершенно не изменили образ жизни Марио Джакомелли. До самого конца он оставался верен Сенигаллии. Жил бок о бок с героями своих фотографических серий, неспешно рассказывая их истории, одновременно рассказывая свою. «Каждый образ — мой портрет, я словно фотографирую самого себя, — признавался он. Фотография позволяет оставить свидетельство о том, что ты жил на земле, это как записная книжка».
МОСКВА, 20.IX—22.X.2017