Мультимедийные выставки: пропасть между кино и живописью

Мультимедийные выставки: пропасть между кино и живописью

Сегодня мультимедийные выставки становятся все более распространенным явлением. Ожившие полотна и прочие мультимедийные проекты прочно занимают первые места на сайтах мероприятий и афиш. Я посетила одну из таких выставок – «Микеланджело – сотворение мира» —  чтобы разобраться, почему мультимедийные выставки пользуются такой популярностью.

Из живописи – в зрелище

Причина популярности номер один: мультимедийные выставки прекрасно подходят для неискушенных зрителей и детей.

Все мы устроены так, что нам подавайте хлеба и зрелищ. Рейтинги блокбастеров с незамысловатым сюжетом, выстроенным по устоявшейся структуре классического мифа, и замысловатыми спецэффектами тому подтверждение. И поэтому я снимаю шляпу перед мультимедийными выставками – сделать живопись зрелищной за счет музыки и огромных экранов, создающих эффект погружения, — это гениально. Искусство – в массы!

Что касается детей, то детское восприятие устроено таким образом, что все, что движется и играет яркими красками, заинтересует ребенка гораздо больше, чем что-то статичное еще и с потемневшим от времени лаком. Скорость восприятия информации у новых поколений гораздо выше, сравните, например, советские фильмы с современными – насколько увеличилась скорость монтажа и уменьшилась длина планов (клиповый монтаж прочно завоевывает кинематограф, чего стоят, к примеру, «Игра на понижение» или «Высотка»). Поэтому если вы хотите дать вашему ребенку первый урок искусства, ожившие полотна, пожалуй, одно из решений.

Погружение в картину

Один из минусов большей части традиционной живописи – отделенность картины от зрителя, между которыми всегда существует как минимум рама, и чьи миры обычно не пересекаются. Не зря многие художники, особенно модернисты, пытались сломать пространство картины, чтобы она врывалась в пространство зрителя, преодолевая раму и становясь частью нашей реальности.

Но чтобы зритель врывался в пространство картины – такое случается в живописи еще реже. И в этом вопросе мультимедийные выставки одерживают уверенную победу, ведь они не просто переносят нас внутрь полотна, но и наполняют внутренней жизнью. Создается эффект погружения, который абсолютно точно является одной из причин популярности этих выставок.

Драматургия против технологий

И все, казалось бы, замечательно – живопись-зрелище с эффектом погружения. Но есть тут и одно «но».

Дело в том, что в любом визуальном проекте крайне важна драматургия. На многих курсах режиссуры и режиссуры мультимедиа студентам предлагается создать видео-раскадровку картины, и это задание дается не только, чтобы проанализировать основные законы психологии восприятия, но, и чтобы через раскадровку рассказать некую историю. В видеоряде на мультимедийных выставках истории как раз не хватает. Есть набор зрительных образов, элементов картины, разложенных по слоям и анимированных, но не хватает драматургии — это не кино. Мы видим красивую картинку, которую не сложно сделать с помощью современных монтажных программ и фотошопа. Безусловно, это эстетично, это даже как-то воздействует на зрителя, но не хватает главного. Нет энергетики и той полноты эмоций, которые ты переживаешь, смотря на оригинальное полотно. Поэтому такие выставки так и остаются – где-то между кино и живописью, не успев дорасти ни до одного, ни до другого.

Кстати, об оригинальных полотнах: в традиционной живописи (как, в общем-то, и в фотографии) драматургия присутствует. Зритель создает ее самостоятельно, рассматривая картину, и делает это всегда определенным образом в соответствии с человеческой психологией, а художник помогает ему в этом, создавая композицию. И в результате глаз скользит по диагоналям, отдыхает на горизонталях, акцентируется на контрастных участках, но это возможно только тогда, когда зритель видит картину целиком, а не когда отдельная ее часть вырвана из контекста.

Музей и аттракционы

Подводя итог, хочется сказать, что несмотря на всю свою популярность, мультимедийные выставки остаются всего лишь времяпрепровождением. Они не должны заменять оригинальную живопись, и это нужно понимать очень четко, это нужно объяснить ребенку, если вы берете его с собой. Если вы идете на выставку, зная, что это аттракцион, — это неплохо, но идти на нее, как на выставку художника — это страшно.

Безусловно, у таких проектов есть место для развития и совершенствования. Возможно, если акцент сместится с красивой картинки и мультимедийных технологий на психологию и драматургию, мы сможем открыть некий новый вид синтетического искусства. Но пока этого не произошло, мультимедийные выставки остаются, к сожалению, всего лишь зрелищным шоу. 

+3

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация