Экзотика манила: Африка, кино, рукописный… Но дождь нашептывал не тащиться… Настроилась в коем веке быть дисциплинированной — не пожалела! И вам хочу рассказать, чтобы тоже могли получить удовольствие.
Правда, нам повезло: во-первых, был очень интересный рассказ, а во-вторых, настроение задавали потрясающие ритмы африканских барабанов (спасибо музыкантам Георгию Аверину и Ярославу Погодину)!
Ну, с музыкой повезет не всем, а вот интересную суть истории постараюсь передать.
Со второй половины 20 века, когда европейцы привезли кино, до середины 90-х киноафиши в Африке рисовались от руки. Я вот еще помню подобные афиши в наших сельских клубах! Летом на даче, в 60 км от Питера, у магазина клеили рисованные анонсы, а мы, дети, стояли у плакатов и уговаривали взрослых посмотреть вот такой хороший фильм, поскольку часто нужны были еще 1- 2 зрителя, чтобы сеанс в клубе состоялся. (Сейчас, кстати, клуб опять стал церковью, кино уже не показывают и ни афиш, ни расклеенных газет).
В Гане (плакаты откуда представлены на выставке) изобразительное искусство служило утилитарным целям, в основном рекламе магазинов и парикмахерских. Как, собственно, во всех странах с огромной долей неграмотного населения.
В народном же искусстве Африки царит скульптура, ритуальные фигурки богов — вместилища духов, их тоже можно увидеть на выставке! Лакированные — на продажу и просто деревянные — для ритуалов, некоторые даже со следами крови жертвенных животных.
Как любая реклама, киноплакаты должны привлечь человека, обратить на себя внимание, выделиться среди яркой пестроты и увести в другой мир — кино. Поскольку проблем и острых ощущений жителям Ганы хватало, киноафиша должна была поразить воображение. К тому же художники рисовали анонсы, зачастую не видя фильмов, поэтому их фантазию ничто не ограничивало.
Голливудские фильмы в свете африканской символики, фантазий художников и гипертрофированной яркости предстают в причудливом кривым зеркалом. Эдакие сцены из французской жизни в исполнении крепостных графа Шереметьева. Творцы этих афиш «переводили» оригинальные афиши на понятный соотечественникам язык.
На первый взгляд, поражает неслыханная кровожадность и жестокость! Но мы просто не понимаем африканской символики! Кровь изо рта означает страдание и никакого членовредительства; огонь изо рта — гнев. Вот что вы подумали, если бы увидели на афише двух чудовищ, обгрызающих чьи-то конечности? А это, оказывается, не про людоедов, а про богачей, которые притесняют бедняков. Люди с телом змеи — это воплощение одного из божеств (другое, Мать воды, напоминает нашу русалку). Религиозность там своеобразная. Конторы колдунов тоже имеют свои рекламные вывески. В них указано с каким именно божеством общается колдун, какой перечень вопросов в его компетенции. В Гане божества помогают, например, в получении американской визы и поступлении ребенка в университет. (У нас, конечно, тоже концертные залы собирались заряжать воду, да и сейчас при всем православии любителей битв экстрасенсов не уменьшилось. Ну, порчу ходят снимать, машины освящать, просить сверхъестественной помощи в замужестве, но чтобы за визой — смешно.)
В Гане тоже был золотой век видеосалонов! Фотографии африканских видеопросмотров напомнили мне нашу эпоху видеокассет.
А вы помните, как люди собирались перед видеомагнитофоном и до какой-нибудь «Греческой смоковницы» с серьезными лицами смотрели «Тома и Джери»? По сравнению с Африкой у нас обстановка была не такой уж убогой, не скамейки, а стулья, но общего неприятно много…
Афиши кинотеатров рисовались на холсте от мешков! Когда об этом рассказали, я сразу увидела шов посередине. Вот где бережное отношение к ресурсам! Ничего не пропадает: из пустых жестянок — сковородки, из мешков — полотна. Я вот часто вижу у нас цветы, растущие в банках из-под гуманитарного сухого молока 90-х. Моя мама еще носила перелицованное пальто, а молодежи уже надо будет объяснять, что это. (Тьфу-тьфу, главное что б не узнали на собственном опыте).
На выставке можно в эпоху видеосалонов буквально войти: сесть на лавку (или даже в рваное кресло для африканского колорита) и посмотреть на видике (стоящем на каких-то ящиках) тизеры африканских фильмов! Сравнить свои воспоминания 90-х с африканским колоритом.
В Гане существовали еще и мобильные видеосалоны: автомобиль, телевизор, видеоплеер, генератор! До 2009 г. они колесили по деревням, неся жителям африканской глубинки светоч американского экшена! (Как тут не вспомнить наши сельские клубы, куда привозили железные коробки с пленками, старенькие ленты рвались, зрители свистели, но терпеливо ждали, пока киномеханик запустит дальше. У нас, правда, климат не тот, чтобы показывать кино посреди деревни под деревом, благодаря тому, что в каждом селе до революции была церковь, после — там же был клуб. А вот разъезжающих видеосалонов у нас, по-моему, не было. Или я просто не ездила в 90-е по стране).
К 2000 году видеосалоны закрылись, афиши стали печатать, сначала, правда, исключительно небольших форматов (несколько таких тоже есть на выставке) — впечатление не то. Сейчас киноафиши поставляются бесплатно производителями фильмов, а художники продолжают рисовать свои шедевры, но уже не для салонов и кинотеатров, а на продажу туристам, как особый, национальный вид живописи. Уверяют, старых аутентичных киноплакатов в Гане почти не найти — их раскупили коллекционеры (нам вот привезли показать). А вот за 200-300$ можно купить свежую работу, которую специально состарили.
Авторские права в Гане понимаются своеобразно. (Впрочем, как и у нас.) Киноафиши подписывались. И художники не скромничали: например, псевдоним самого известного — Леонардо. Чего мелочиться-то. Но если в местном фильме нужен эпизод, например, в Нью-Йорке, ясное дело, никто туда снимать не полетит — вырежут из подходящего ролика youtube. (Ну, это нам понятно, хотя теперь у нас никто не откажется от возможности слетать, но это разница не в уважении каких-то авторских прав, а в бюджете).
Да, одно из моих открытий на выставке Эрарты — в Африке есть собственная мощная киноиндустрия!!! Снимают ребята аж больше, чем в Голливуде — в масштабах Индии. Но если индийское кино мы все представляем, то об африканском многие даже не подозревают. (Во времена моей юности, когда индийские фильмы с громадным успехом шли в кинотеатрах на просторах всего СССР, был такой анекдот: кино бывает 3 видов: хорошее, плохое и индийское.) Думаете, теперь можно добавить 4-ый? — отнюдь. Трейлеры их фильмов и афиши напомнили мне отечественные сериалы. Африка догоняет, мы скатываемся на уровень потребителя — поздравьте себя, по-моему, мы встретились! Как сказал один из кинокритиков, лет через 20 никто даже не вспомнит, что было великое российское кино.
Особенно преуспело нигирийское кинопроизводство — Nolliwood, N-igeria. Главные сюжеты — мистика, колдовство. Популярная и у российского зрителя тема. В Википедии аж страница есть «Фильмы ужасов России» (и это не «Дурак», «Груз 200», «Левиофан», «Бубуен и барабан» и тому подобное). Часто герой нигерийских ужастиков — христианский священник, который борется с темными силами и, понятное дело, побеждает. (По-моему, наше духовенство отстает по части героизации своего имиджа. Ни «Поп», ни самый кассовый 3D «Вий», ни титулованная «Дочь» не позиционируют попа как победителя тьмы, эдакого Индиану Джонса от теологии. Ну, у нас все впереди).
Мне довелось путешествовать по Кении и Танзании, я была поражена, как много у нас общего. Неприятное открытие, признаюсь. То, что отличает от Европы, одних приводит к мысли, что разрыв непреодолим — лучше просто переехать на готовое, многих других раздражает до желания собственного пути — съездите в Африку, там много общего, не понятного никаким туристам, кроме русских, не знаю, добавит ли позитива. Разве что — мы чуть впереди. Ну, кроме дорог, конечно, тут Кения нас делает.
Если из голливудских фильмов в Африке пользуются успехом в основном боевики и фантази, то слезоточивые мелодрамы делают свои — не те страсти у американцев. Забавные параллели: у них тоже много фильмов про миллионеров, только у нас богатство, знамо дело, ворованное, а африканские богачи изображаются на афишах со змеиными атрибутами — и не в том смысле, что гады, просто богатство дается только богами, а те то со змеиным телом, то хотя бы языком. В общем, россиянам с ганцами понятно, что трудом праведным не наживешь палат каменных. (Ну, у них 25 миллионов бедняков, у нас — 19; у них золото и алмазы и у нас, у них перманентный путч, у нас — то застой, то перестройка, то лихие; вот и на параде Победы мы вместе. Вместе Америку не любим, хотя фильмы ее смотрим.)
Вот на такие не самые веселы размышления натолкнуло меня яркое африканское искусство! Возможно, у вас будут совсем другие. Сходите в Эрарту: необычную живопись посмотрите, прикоснетесь к экзотике черного континента, к причудливым киношным страстям другого кино.