Юнус Сафардиар. Наваждение

Юнус Сафардиар. Наваждение

Юнус Сафардиар. Наваждение

Даты проведения выставки: 28 апреля 2022 — 4 сентября 2022
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург

Музей современного искусства Эрарта представляет выставку скульптура Юнуса Сафардиара, чьи новаторские работы представлены в крупнейших музейных и частных собраниях мира.

 В творческой биографии Юнуса Сафардиара немало экспериментальных проектов, среди которых есть даже балетная постановка. Однако прежде всего он известен как автор оригинальных скульптур, выполненных с невероятной изобретательностью и всегда при помощи новейших технологий. Ежедневно десятки тысяч людей замедляют свой шаг, чтобы рассмотреть его работы: влетающего в стеклянную глыбу всадника в аэропорту Новосибирска или великанов, дремлющих в светящихся саркофагах в одной из высоток комплекса «Москва-Сити», чей летаргический покой умиротворяюще действует на местных клерков.

Традиционные методы пластического искусства не всегда позволяют решить стоящие перед художником задачи. Сафардиар работает с медью, камнем, рубином, бронзой, серебром, стеклом и металлом, сочетая разные по своей природе материалы и изобретая принципиально новые технологии. Его монументальные скульптуры — визуальное воплощение вызовов современности, реализованное с помощью самых неожиданных решений.

Скульптору, привыкшему к открытым пространствам и гулким холлам, удается гармонично развернуть свой художественный мир и в музейном зале. Выставка «Наваждение» в музее Эрарта, на которой будут представлены видеоинсталляции и скульптуры, — новый эксперимент художника, попытка представить перед зрителем не образы героев, не содержательные сюжеты и не эстетические формы, но некие динамические состояния. Автор соединяет их из множества мелких деталей, каждая из которых достойна того, чтобы ее рассматривали отдельно. Главная же их ценность состоит в том, что они не выпячивают свои отдельные сущности, а вместе с другими деталями создают единый вязкий поток, где смешение реальных и нереальных образов стирает грань между материальным и виртуальным мирами. Происходящее начинает захватывать зрителя и подчинять его своей плавной пульсации, подобно наваждению.

У Юнуса Сафардиара все связано, все неслучайно. Бабочка, сидящая на цветке, трансформируется в жуткого вида химеру, но если не отрывать взгляда от этого процесса превращения, химера не покажется нам отвратительной, потому что мы будем продолжать видеть в ней бабочку. Теперь уже, глядя на других бабочек, мы будем угадывать химер и в них. Все, что потоком свободных ассоциаций проходит фоном за девушкой в панорамном видео, является частью ее портрета, то есть соответствует проживаемому ею состоянию, бывшему или будущему. Этот консолидированный портрет завораживает; здесь нет красивого и некрасивого, добра и зла, выдуманного и реального, здесь все — одной природы. Орел превращается в бабочку, павлин в волка, а сталь начинает таять. Неизменной остается лишь улыбка нашей героини — улыбка человека, открывшего в себе шлюзы «океанического чувства». Волны этого «океана» направляются в царство всесильного времени, которое все сохраняет и соединяет и тем самым отменяет смерть, — в этом царстве есть лишь непрерывный поток меняющихся состояний.

Об авторе

Юнус Сафардиар родился в древнем узбекском городе Самарканде и с ранних лет увлекался искусством. В 13 лет он был зачислен в Республиканскую школу-интернат для одаренных детей в Ташкенте и с тех пор начал развиваться как художник. В 1984 году Юнус поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. За время обучения в мастерской академиков О.К. Комова и М.К. Аникушина Сафардиар не просто отточил профессиональные навыки, но и получил возможность пройти стажировку в Великобритании. Окончив институт с золотой медалью, художник вернулся в Лондон, где живет и работает по сей день.

Монументальные скульптуры Сафардиара обычно объединяют в себе различные материалы и техники. Оригинальным приемом автора является использование прозрачных элементов, преображающих окружающее пространство. Работы Юнуса Сафардиара хранятся в музейных и частных коллекциях по всему миру: в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Флориде и Лондоне.

О музее Эрарта

Музей Эрарта — крупнейший в России частный музей современного искусства. В его постоянной коллекции представлены около 2800 работ более чем 300 художников со всех регионов страны, а также авторские проекты, созданные Эрартой: тотальные инсталляции U-Space, «Озвученные истории картин», «Изолитература», «Изоанимация» и другие. Крупнейший в мире путеводитель Lonely Planet включил Эрарту в список наиболее интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, по мнению туристического портала TripAdvisor Эрарта входит в десятку лучших музеев России, журнал National Geographic зачислил Эрарту в пятерку петербургских «культурных жемчужин», обязательных к посещению. Музей Эрарта стал первым в стране музеем современного искусства, представленным на Google Arts and Culture Project.

Помимо постоянной экспозиции, в Эрарте ежегодно проходит более 40 выставок живописи, скульптуры, фотографии, моды, дизайна, архитектуры и видеоарта. Ежегодно музей посещает около полумиллиона человек.

Подробная информация о музее Эрарта — на сайте  www.erarta.com

0

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация