ВТОРЖЕНИЕ. ПРАГА / январь 2016

ВТОРЖЕНИЕ. ПРАГА / январь 2016

Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда смотришь на снимок, который кто-то по каким-то причинам причислил к классике или назвал «одной из важнейших работ 20 века» и совершенно не понимаешь, что в этом снимке такого.

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка

Вот часы и перспектива улицы. Почему-то этот снимок широко известен, его перепечатывают в книгах, показывают на лекциях и, возможно, вы видели его висящим где-то в интерьере. Но чем он так хорош? Если найти подходящий бульвар и дождаться половины первого получится такой же снимок. Или не получится? Ответ на этот вопрос кроется в контексте снимка. Но, для начала, надо задуматься о том, что же такое фотография. Это документирование событий или игра линий и перспектив, а может передача тонких переживаний автора, метод самовыражения, психотерапия, сфера услуг, «живопись для ленивых»? Одного правильного ответа на этот вопрос попросту не существует, потому что фотография — это все и сразу. А потому прилагать к документальной фотографии живописные критерии оценки так же неправильно, как в натюрморте искать социальную напряженность. И вот, вооружившись мыслью, что фотография бывает разной и для разного, зритель смотрит на снимок. Пожалуй, это один из лучших примеров для объяснения того самого странного понятия контекста.

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка (5)

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка (5)

Снимок этот не одиночный — он один из 250 составляющих серию «Вторжение — Прага 1968» («Invasion — Prague 1968»), которые были опубликованы «The Sunday Times Magazine» с подписью P.P. (Prague Photographer — Пражский фотограф). В 1969 году эта серия получила золотую медаль Роберта Капа, также без указания автора. И только в 1984 году официально автор был назван —Йозеф Куделка был тем самым Пражским фотографом — на снимке именно его рука с часами, показывающими 12:20 22 августа 1968 года.
Меньше чем за двое суток до момента, когда был сделан снимок, 21-го августа в 2:00, диспетчерская служба аэропорта Рузине получила запрос на аварийную посадку от советского пассажирского АН-24. Разрешение на посадку самолет получил, но вместо пассажиров на борту оказались десантники из седьмой воздушно-десантной дивизии, которые захватили аэропорт и обеспечили посадку летящих следом АН-12 с десантом и боевой техникой. Одновременно с этим в 18 местах границы, с территорий Восточной Германии, Польской народной республики, Венгерской народной республики и СССР на территорию Чехословакии вторгались войска стран-участниц Варшавского договора.

21. srpen 1968, Praha

21. srpen 1968, Praha

А еще раньше была Пражская весна — период, когда Чехословакия пыталась построить «социализм с человеческим лицом», предоставив своим гражданам демократические свободы, ослабив цензуру, допуская свободу слова и передвижения. Подобные реформы не могли быть одобрены руководством Советского союза (они воспринимались как антисоветская деятельность, опасность раскола советского блока, вплоть до возможности вступления Чехословакии в НАТО), и в начале лета, после многочисленных попыток «образумить» руководство Чехословакии, было принято решение о военном вторжении. К 20 августа около 500 000 человек и 5000 единиц техники были готовы в военной операции «Дунай», на всю технику были нанесены белые полосы. Был дан приказ всю «безполосную» технику советского и союзного производства обезвреживать (по возможности без стрельбы), а если это было невозможно — стрелять без предупреждения.
После ночной «аварийной посадки» в Рузине, к 4.30 было окружено здание ЦК в Праге а руководство страны арестовано, в 5 утра за 10 минут были захвачены аэродромы Туржаны и Намешть (сразу после захвата там началась высадка основных сил вторжения), к 9:00 был захвачен Брно. В 10 утра сотрудники КГБ вывели арестованное руководство Чехословакии из здания ЦК, затолкали в БТРы, перевезли в аэропорт, откуда те были доставлены в Москву.

CZECHOSLOVAKIA. Prague. August 1968.

CZECHOSLOVAKIA. Prague. August 1968.

21 августа к концу дня Чехословакия была захвачена. Чехословацкой армии ранее был отдан приказ не оказывать сопротивление, поэтому захват прошел без боев. Но сопротивление оказывали обычные люди. В Праге были сбиты все указатели с названиями улиц, жители устраивали баррикады, чтобы замедлить продвижение техники. В самой Праге на Вацславской площади собралось множество людей, которые буквально голыми руками пытались остановить танковые колонны, двигающиеся по площади. Вторгшиеся солдаты не были бездушными оккупантами, они сами не сильно понимали зачем их отправили в бывшее совсем недавно братское государство. Им говорили, что в них будут стрелять, но армия не оказывала сопротивления, и люди поначалу пытались объяснить… Но нервы накалялись, со стороны местных полетели бутылки с зажигательной смесью, а солдаты, до последнего державшиеся приказа «Не стрелять!» — открыли огонь. В первый день вторжения было убито 58 человек.

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка (8)
В этом хаосе снимать было нельзя, просто потому что это было опасно. А Йозеф Куделка лез на советские танки и снимал все вокруг. Именно там его заметил фотограф агентства «Магнум» Ян Берри, который назвал его «абсолютным маньяком», а потом вывез его снимки из Чехословакии, чтобы они были опубликованы.

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка (2)

Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка (2)

Весь ужас захваченной страны, танковые колонны, люди, пытающиеся остановить бронетехнику, автобус, смятый гусеницами танка — это все осталось в 21 августа. На следующее утро Вацславская площадь была зачищена, тела убитых вывезли, а живых разогнали. Площадь опустела.
А 22 августа в 12.21 Йозеф Куделка делает снимок с часами на фоне уже зачищенной Вацславской площади, которая совершенно пуста и безлюдна.

21. srpen 1968, Praha

21. srpen 1968, Praha

Йозеф Куделка был не единственным фотографом, который снимал вторжение, но, в отличии от прочих фотожурналистов, будучи местным, он был не зрителем, а полноценным участником тех событий. Через год, благодаря рекомендации агентства «Магнум», Куделка был приглашен как фотограф в составе театральной труппы в Британию, получил выездную рабочую визу на три месяца, уехал из Чехословакии. Затем уже в 1970-м году он получил политическое убежище во Франции.
Только в 1984 году, после смерти отца, когда в Чехословакии не останется близких, он сможет признать, что именно он автор тех снимков вторжения, которые в 1968 году были повсюду.
Почитать по теме: интервью с фотографом на сайте «РИА Новости», интервью с фотографом на сайте photographer.ru, интервью с фотографом на сайте si-foto.com.

Текст: Владимир Вишневский
Фото: Йозеф Куделка, серия «Вторжение», Прага 1968 г.

+10

0 Комментариев

Оставить комментарий

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация