Воспоминания о будущем

Воспоминания о будущем

Мраморный дворец в выходные угощал социокультурным проектом ко дню пионерии — “Назад в отряд! или Мое пионерское детство”.

Потерпи немного — жизнь коротка.

Меня как раз принимали в пионеры в том самом дворце, в то время он был музеем Ленина. Что я помню про свое пионерское детство?- то, что лучше бы оно было не пионерское. Помню тупое заучивание лживых клятв, ни единому слову которых не верили ни произносившие, ни слушавшие, ордена и герои, скука бесконечных сборов, выстаивание на солнцепеке линеек. Да, еще были дежурства у знамени (иногда кажется, что школа хорошо научила меня двум вещам: стоять смирно и молчать – до сих пор не могу набегаться и выговориться). Еще помню пионерский лагерь, где все то же самое, но не на полдня, а почти на месяц. Там надо было еще дежурить у ворот, т.е. так же бессмысленно стоять на жаре, не по стойке смирно, зато дольше и вместо купания. И стенды, со скучными казенными бумагами, которые никто не читал, но надо было их переписывать и аккуратно наклеевать на фон с пионерами, горнами и кострами. Ни лучше и не хуже всего остального советского. Без пионерской закалки, наверно, трудно бы дался комсомол, а оттуда – кому армия, кому институт. Все по нарастающей: скука, дисциплина, умение говорить, чего не думаешь и думать, о чем не говорят – постижение ритуала и правил игры. Сочетание неприятного с бесполезным.

Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития (Салтыков-Щедрин “История одного города”)

И вдруг пионерия воскресла, аки Лазарь! Президентский указ, годовщина, возрождение! На родительском собрании у дочки в школе “обрадовали”, что со следующего учебного года, в полном соответствии с указаниями свыше начнут из наших детей “формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Все собрание думала, а какая общая система ценностей у российского общества? Вроде, у каждого теперь собственная настолько, что в параллельных мирах живем… Даже Конституцией “признается идеологическое многообразие” (ст. 13 – дома из любопытства посмотрела, вдруг уже отменили – нет, на месте). По пути наткнулась на поправки в закон «Об образовании»: педагогам будет запрещено «навязывание чуждых российскому обществу ценностных норм». Чуждые — это какие? Проклятых космополитов, вроде генетики, кибернетики и сумбура вместо музыки? А навязывать исконно-поскнные, стало быть, можно? А ценности – это какой предмет в расписании и будут ли по нему оценки? Что сделают с теми, кому родители привили не то? В таких раздумьях и пошла на выставку, еще дочку прихватила для свежести восприятия, сторговавшись компенсировать просвещение большой пиццей.

Он так давно живёт, что времена слиплись: столпотворение какое-нибудь трупоносное вспоминать начнёт — и сам потом голову чешет, понять не может: по какому поводу его затоптать-то хотели? Невосстановимо. То ли Романов взошёл, то ли Джугашвили преставился… Туман.
Так и живёт в пластилиновом времени. Гитлера корсиканским чудовищем зовет: слава Богу, говорит, что зима была холодная… Засулич с Каплан путает, и кто именно был врач-вредитель — Бейлис или Дрейфус, определённо сказать не берётся. С одним только предметом ясность: со светлым будущим. Всегда было. Хлеб-соль кончались, медикаменты с боеприпасами, а это – ни-ни! (В.Шендерович “Пластелиновое время”)
Маловато у Русского музея опыта в подобных проектах, не Политической истории чай. Попытались они пионерию вставить в исторический контекст истории дворца. Получилось, как выставка Пикассо в Зимнем. Начали с Екатерины и Орлова, потом через всех Константинов и музей Людвига– прямиком к Ленину и знаменам! Вот так рассматриваешь декор барокко под рассказ о судьбах Романовых – и вдруг “Равнение на знамя!..”

Барабаны, знаменосцы, девочки с пионерскими галстуками…

Дочка поморщилась от музыки, но заинтересовалась барабанами. А экскурсанты, как айса рекламного хлебнули: давай речевки скандировать, песни пионерские петь, салют отдавать…. Вот где культурный шок-то! Под задорный тон экскурсовода о том, как приезжали сюда на трамвае за 3 копейки (я уж и забыла, что автобус был 5, а трамвай – 3), какие свежие полоски за 12 копеек продавали в буфете! Как макулатуру и лом собирали! Ну, и трава, ясное дело, была зеленее!..

И понеслось, мама дорогая! Белые ходоки из “Игры престолов” скромно курят в сторонке.

Да, я боюсь своей книги. Я не хотела бы знать обо всех нас того, что в ней собралось воедино и обнаружилось. Говорят, что точный диагноз — уже половина лечения, но не всегда есть мужество его услышать, обманываться все же легче.(С.Алексиевич “Зачарованные смертью”)

Видя, немой ужас на моем лице, одна пионерка 60-х тихо рассказала, что она помнит о своем приеме в пионеры как раз в этом зале. “Нас, девочек, вон в той комнате раздели до пояса. Кроме учительницы пришел еще какой-то мужчина, очень стыдно было стоять голой. Так проверяли, нет ли крестиков. Двоих с крестиками выгнали, а остальным торжественно галстуки повязали. А мама рассказывала, как с нее на глазах у всей школы срывали галстук, как у дочери врага народа… Хорошо, что мои дети эвакуированы, в Германии живут. — и кивнув головой на остальных, радостно поющих пионерские песни, — Ведь они нас с Вами легко расстреляют за отсутствие восторга, правда?” Возразить было нечего.

— Ма, ну, долго мы тут стоять будем? За этот маразм одной пиццы мало, с тебя еще десерт.

А мне, боюсь, никакого десерта не хватит.

Вот такие картинки с выставки оживающего прошлого.

 

 

+8

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация