Воспоминание о будущем или архитектурные сказки

Воспоминание о будущем или архитектурные сказки

Бывают выставки, на которые «нельзя не сходить», потому что это раскрученное «событие»: ну, как же, вот везде пишут, все говорят. Зачастую отметишься, и кроме того, что поставил галочку, ничего. Иные — тема для разговоров, споров и вопросов (например, что это такое? Как это все понимать? Что, вообще, люди в этом находят?) И лишь изредка попадаешь на то, что ошеломляет! Выставка «Яков Чернихов «Код геометрии» в «Эрарте» из таких.

В музее современного искусства выставка работ 20-30 годов прошлого века!.. Но это не абсурд — перед нами абсолютно современное искусство!!! Актуальное и потрясающее даже без ремарки о времени создания. А уж когда осознаешь, что прошло почти столетие, потрясенно застываешь в недоумении от собственного невежества: почему этот гений известен только историкам искусства и студентам архитектурного?!? И так хочется рассказать: Всем! Всем! Всем!.. Вот оно стоящее, что надо обязательно увидеть!!!

Яков Чернихов! Неизвестный классик, неоцененный гений, «советский Пиранези». Веха конструктивизма, нерв авангарда, виртуозная чернь графики и яркая виньетка, скрупулезность шрифтов, геометрия супрематизма и буйство архитектурных фантазий! Творческий диапазон и гений этого человека поразительны!

Он вошел во все учебники по истории архитектуры и дизайна — почти ничего не построено, а то, что построено, разрушается в забвении. По его работам учились звезды современной архитектуры. Например, Заха Хадид призналась, что на ее столе всегда лежат книги русского архитектора Якова Чернихова. Строения Захи Хадид стоят по всему миру, сейчас как раз с помпой проходит ее выставка в Эрмитаже — а выставка того, кто рисовал подобное в начале ХХ века, тихо и скромно в «Эрарте», а в паре кварталов от музея — за забором единственная постройка. Бумажную архитектуру Хадид посмотрят миллионы, а то, что предвосхитило ее почти столетие назад, — десятки.

До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели! Галич «Памяти Пастернака»

Меня сложно заподозрить в квасном патриотизме. Но почему нам вечно предлагают гордиться какими-то дутыми, выдуманными фигурами (от Сусанина до панфиловцев), а настоящие наши гении вытесняются на обочину?!? Неужто нежелание говорить об их трагической судьбе, признаться себе, что загубили цвет нации, «обездолили искусством несколько поколений!» (Константин Мельников) до сих пор не дает воздать им по заслугам? Якову Чернихову повезло больше, чем гениям его масштаба: Павлу Флоренскому, Николаю Вавилову, Андрею Платонову, Павлу Филонову, Всеволоду Мейерхольду и многим другим. По архитекторам каток террора прошел не так сокрушительно, просто ушли в преподавание, в бумажную архитектуру, которая в альбомах пролежала в безвестности многие годы.

Фантазия — первооснова архитектуры!

«Отвергая голую, аскетическую коробочную архитектуру, не дающую никакого архитектурного насыщения пространства и не удовлетворяющую наш глаз ни с эстетической стороны, ни со стороны эмоциональных переживаний, я пытался путем созвучия основных масс добиться действительного выразительного архитектурного образа в новых формах… Архитектура становится искусством только тогда, когда ее образы-творения воспринимаются как ценности „художественного порядка.“ Это написано Черниховым в 20-х! Мы до сих пор имеем ту самую коробочную архитектуру! А он уже тогда рисовал небоскребы! И не проекты отдельных строений, а целых городов, которые даже сейчас ассоциируются у нас лишь с Гонконгом или Нью-Йорком.

Чернихов предвосхитил компьютерную графику! Сейчас трудно представить, что его работы вычерчены вручную.

А есть еще невероятные эскизы дворцов коммунизма. «Пышность и парадность, подъем и торжество, радость и счастье, мощь и силу — все это я стремился отобразить в композиционных фантазиях «Дворцы коммунизма»

Проектно-графическая сюита «Пантеоны Великой отечественной войны» (в 1943 г!!!) Им были задуманы величественные усыпальницы Героев. Идеи Черникова гораздо больше соответствуют моему восприятию войны, чем все безликие циклопические истуканы, наставленные на братских могилах. «Страдание и величие, борьба и смерть, труд и жизнь — все переплелось в одном безудержном порыве…»

В войну Чернихов занимался эскизами цветовой маскировки зданий. Из утилитарного задания на деформирующую окраску получилась коллекция абстрактной живописи.

Его промышленная архитектура — это музыка индустрии, динамика заводов, объемный супрематизм.

Чернихов оставил фундаментальные труды по графическому дизайну. 171 таблица, «Анализ модульного построения классических шрифтов». И ведь это только треть от намеченного: мастер собирался охватить шрифты всех языков мира (!!!)

Он фиксировал ритмы в форме орнаментов. Уверял, что надо заменять слова графикой (вот и наши иконки!)

Фантазия — это способность проникать в суть вещей без отвертки, не нарушая их целостности.

А уж его «Архитектурные фантазии. 101 композиция 1933 г.» и вовсе потрясают! Это архитектурные сказки, которые завораживают. Они объединяют древние сооружения и представления о будущем, восточные храмы и мегаполисы — воспоминание о будущем!

Нам, бывшим на пресс-показе, повезло вдвойне: потрясающая выставка сопровождалась изумительным рассказом историка архитектуры Ивана Саблина о Якове Чернихове, архитектуре конструктивизма, отношении города с авангардом и завершилась архитектурной прогулкой Васильевскому.

Как раз недалеко от «Эрарты» находится несколько памятников советской эпохи.

Ленинградский конструктивизм незаслуженно не входит в общеизвестные достопримечательности города! Редкие островки целой эпохи тихо умирают. Единственное воплощенное у нас творение Якова Чернихова — водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» в жутком состоянии полуруины. Строительный забор с колючей проволокой, выбитые стекла — башня уже закрыла «глаза» окон и обзавелась «прической» поросли. Не поленитесь дойти — еще есть шанс увидеть не только на картинке.

“Каждый увидит и почувствует мир Якова Чернихова по-разному. Этот мир удивителен. И вот чем: я — практикующий архитектор, а судьба Якова Георгиевича была в основном мечтать, рисовать. Наверное, именно поэтому работы Чернихова обладают замечательной магией, они настолько чисты — нет сотен тысяч рук, которые прикоснулись к его архитектуре. Она ему полностью, бесконечно принадлежит. А теперь принадлежит всему человечеству”. Юрий Платонов, академик архитектуры, главный архитектор РАН России

+8

0 Комментариев

Оставить комментарий

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация