Византийская виза. Выставка Глеба Богомолова

Византийская виза. Выставка Глеба Богомолова
Мафорий. 1997, холст, см. техника, 67х72 см

01.02.2017 — 10.04.2017
6+
В музее современного искусства Эрарта открывается выставка классика ленинградского нонконформизма Глеба Богомолова.

Глеб Богомолов ни на кого не похож в ряду нонконформистских художников, и тем более в официальном Союзе художников, в который он вступил только после перестройки.

Одни художники оглядывались на Матисса и Пикассо, другие — на Репина и Серова, для Богомолова же лучшее в искусстве — византийские мозаики собора св. Софии (ныне Айя-София в Стамбуле).

Мафорий. 1997, холст, см. техника, 67х72 см

Мафорий. 1997, холст, см. техника, 67х72 см

Ленинградский интеллигент, бунтарь, потомок староверов, не будучи воцерковленным человеком, он был духовным художником с особым чувством истории, словно ощущающим отсвет, идущий сквозь время от античности и Византии. Возможно, это чувство пробудилось еще в послевоенном детстве, в Царском Селе — среди руин еще не восстановленных дворцов, парков и храмов. И всю жизнь, в поисках идентичности используя современные художественные коды, он писал работы-воспоминания, словно жил когда-то, в предыдущих воплощениях, в Константинополе, а потом, спустя несколько веков, в вольном Новгороде времен Феофана Грека.

Его работы не просто отсылают к культурным традициям поздней античности и христианства, но создают особую визуальную мифологию, пространство горней печали по канувшей в лету Византии и древней Руси, по несостоявшемуся Третьему Риму. Его многослойная живопись с элементами коллажа, с искусно прописанными утратами строится на сочетании изощренных фактур и больших цветовых плоскостей с использованием позолоты. В его работах предметное изображение сосуществует с абстрактным, физическое с метафизическим. Лаконичные и монументальные, они словно несут в себе торжественную скорбь времени. Кресты, ковчеги, мандорлы (алые ромбы — особые формы нимба в иконописи), столпы, колонны, архетипические герои, метафизические абстракции — темы и жанры Богомолова. Он говорил: «Мы зависим от всего, чтобы было и есть».

В 1980-е годы его работы воспринимались как бунт глубинного русского самосознания против дежурной идеологии. С перестройкой пришли признание, выставки, условия для работы, диктат рынка.

Художник участвовал более чем в 250 выставках во многих странах мира, его работы представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, в музее Циммерли в Нью-Джерси (коллекция Нортона Доджа) и других собраниях.

Выставка в Эрарте — первая посмертная музейная выставка Глеба Богомолова.

Музей выражает благодарность Татьяне Богомоловой и Марине Гисич за предоставленные работы и бесценную помощь в организации выставки.

Византия. 2002. холст, см. техника, 148х120 см

Византия. 2002. холст, см. техника, 148х120 см

+10

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация