Тина Модотти: Искусство, любовь, революция

Тина Модотти: Искусство, любовь, революция

ВЫСТАВКА
«ТИНА МОДОТТИ: ИСКУССТВО, ЛЮБОВЬ, РЕВОЛЮЦИЯ»

20 сентября — 17 ноября 2019
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
Санкт-Петербург

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с Итальянским институтом культуры в Санкт-Петербурге, Российским государственным архивом социально-политической истории и галереей Бильдервельт Рейнхарда Шульца представляет выставку, посвященную Тине Модотти (1896, Удине — 1942, Мехико) — одной из интереснейших неизвестных фотографов XX века, актрисе, модели, активистке и революционерке.

 В 1999 году в Москве с успехом прошла первая в России выставка фотографий Модотти. Теперь и Петербург сможет увидеть ее знаковые работы разных лет: от знаменитых фотографий мексиканского революционного движения и серии «Женщин из Теуантепека» до малоизученных портретов, фотоснимков растений, настенных росписей, марионеток Лу Бунина. На выставке будут представлены 70 фоторабот Модотти и несколько произведений ее ментора и аманта Эдварда Уэстона из коллекции Рейнхарда Шульца. Важным разделом станут фотографии и документы, рассказывающие о деятельности Модотти в Москве и ее контактах с советскими деятелями культуры и политики: А. Коллонтай, В.Маяковским, С.Эйзенштейном, Е.Стасовой и другими. Многие страницы ее жизни до сих пор скрывают архивы спецслужб.

 Творчество Модотти, когда-то забытое, начиная с конца прошлого столетия стало привлекать внимание исследователей, коллекционеров и писателей, способствовавших мистификации ее образа. Их привлекала насыщенность ее жизни, в которой роковым образом слились искусство, любовь и революция. Ее детство прошло в Италии и Австрии, в 16 лет она последовала за отцом в Америку, где работала на фабрике, а затем вышла замуж и начала сниматься в кино. Однако именно с переезда в Мексику началась ее фотографическая карьера. Потомкам Модотти известна прежде всего как мексиканский фотограф. В Мексике, как она признавалась, она нашла себя, именно здесь совпали и получили реализацию ее политические и эстетические идеалы. Доказательством тому служит поворотное решение Тины оставить фотоискусство после депортации из Мексики, предлогом для которой стало сфабрикованное дело о покушении на мексиканского президента Ортиса Рубио.

 За изгнанием последовала активная политическая жизнь в Москве, секретные партийные миссии в Европе, политработа в Париже, опасная и отчаянная помощь республиканцам в испанской гражданской войне в качестве медсестры, журналистки и советского референта, трагическое возвращение в Мексику.
Модотти часто видели через призму пола и представляли в пассивной роли музы, модели, femme fatale, помощницы и соратницы ее более известных любовников: американского поэта и художника Робо де Ричи, классика американского фотомодернизма Эдварда Уэстона, мексиканских муралистов Диего Риверы и Хавьера Герреро, основателя компартии Кубы Хулио Антонио Мельи, командира Пятого полка в Испании Витторио Видали.

 На волне феминистских исследований ее творчество заняло самостоятельное место в истории, что было убедительно аргументировано кураторами крупных выставок Модотти в мировых музеях начиная с 1980-х годов. В турбулентные постреволюционные 1920-е годы в Мексике Тина оказалась единственной женщиной в патриархальном мире художников и революционеров. Она добилась их признания и уважения и подавала пример для многих юных художниц. Наиболее близкими среди них были Фрида Кало и Лола Альварес Браво.

 За свою короткую семилетнюю фотокарьеру Модотти сумела достигнуть высокого мастерства в сочетании социального содержания с модернистской эстетикой. Она освоила
«новую фотографию», «новое видение», исследовала возможности тональных контрастов, необычных ракурсов, современной геометрии, двойной экспозиции. В ее фотографиях есть ощущение нового времени, меняющейся жизни динамичного XX века, индустриализации. Но в отличии от своего учителя Эдварда Уэстона, для которого суть фотографии сводилась к красоте формы, Тина обратила этот новый взгляд на простых людей, выявляя красоту и силу их труда, превращая обыденное в символическое, материальное в нематериальное. Она одной из первых начала снимать представительниц матриархальной культуры, уникального для Мексики анклава — региона Теуантепек, чьи наряды носила Фрида. Ее снимки мексиканских крестьян и ацтекских мадонн обошли обложки многих международных журналов.

Выставка проводится в рамках IV Международного форума «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» при поддержке Санкт-Петербургского государственного университета и Института Латинской Америки РАН.

0

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация