С. Борисов «Идеологическое ню»

С. Борисов «Идеологическое ню»

сб и бг1986

Свое знакомство с фотографией Сергей Борисов начал в 12 лет — он поступил в фотокружок Московского городского Дома пионеров. С этого времени он сменил множество профессий и только середине 70-х начал работать выездным фотографом. В то же время Сергей  занимался творческой фотографией «для души». А с 1976 стал работать в рекламе. После «бульдозерной» выставки власти открыли секции (отделения) живописи и фотографии для нонконформистов при Московском Объединенном Комитете Художников-графиков. Борисов тут же поступил в секцию фотографии. С 1979 года начала свою работу художественная мастерская Сергея Борисова «Студия 50А». В ней проходили выставки художников, встречи поэтов, а так же импровизированные выступления групп и исполнителей, представляющих московский андеграунд — Виктор Цой, Петр Мамонов, группа «Аквариум» и других. В 80ые годы Борисов побил буквально все рекорды по количеству оформленных пластинок, за что получал Первые Премии Года. Их вручала фирма «Мелодия» — единственная  в стране фирма, занимающаяся грамзаписью.

Студия Сергея Борисова стала популярным местом для презентаций и выставок. Например, после премьеры спектакля «Серсо» в театре «На Таганке», под руководством режиссера Анатолия Васильева труппа отмечала это событие в Студии50а. В то же время – в начале  80-х, Сергей приподнимает завесу официальности, которая скрывает всевозможные стороны жизни того времени — в работах Борисова можно наблюдать полуобнаженных и эксцентрично одетых девушек, ставящих под вопрос утверждение что «в СССР секса нет!»

цой 1986

В это время Сергей Борисов начинает обретать популярность — он снимает советских музыкантов для парижского издания Le Monde. Объектами его работ становятся Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова, Виктор Цой и другие герои андеграунда и перестройки . Эти фотографии обошли весь мир и заслужили известность самых популярных в то время изданий: Париж —«Vogue», «Le Monde», «Actuelle», «Photo»; Лондон — «Face»; Нью-Йорк — «Spin», «Interview»; Италия —«Zoom» и «Epoca»;  а так же самые известные издания Германии, Испании и Бразилии.

В 1994 году  его работа «Полет», снятая в 1988 году была продана на Лондонском аукционе Sotheby’s за весьма высокую цену. Этот факт положил начало завоеванию  отечественными фотографами международного коллекционного рынка .

Сегодня работы Сергея Борисова систематически продаются на всевозможных европейских аукционах. Его фотографии выставляются как в российских, так и в зарубежных музеях.

 все на старт 1988 темпо1985

-Как Вы считаете от чего зависит проявление пошлости на снимках?

— Я считаю, что все это зависит от воспитания и вкуса фотографа, в первую очередь. Ну и, в какой-то степени, от вкуса и воспитания самой модели.

-Телевидение и интернет, где довольно много информации в любом виде — оставляет ли это отпечаток на работе фотографа, даже если не касаться жанра ню?

-Безусловно оказывает. Вы и сами прекрасно знаете, что интернет — это океан, в котором каждый выбирает себе залив, так сказать. Кому-то нравится порнография и может он хочет себя проявить в этом направлении. Ведь вообще, сама порнография может являться искусством. И фильм Тинто Брасса «Калигула» отличный тому пример. Этот фильм абсолютно порнографический, но при этом является произведением высокого искусства. Поэтому следует в первую очередь говорить о том, насколько художник может подняться до грани арта. В порнографии, как мне кажется, это конечно труднее, во всяком случаи эти примеры очень единичные. Лично я не хотел бы, что бы мое творчество, которое относится к «ню», было связано с порнографией. В общем — это дело мастера, если у него прекрасный вкус и видение, то я теоретически это допускаю.

слава дионису 85 русские идут 1985

-Из работ, которые были представлены не только на выставке, но и вообще были присланы на конкурс чего все таки было больше: пошлости или ню?

-Да, я уже говорил, что вообще порнографических работ, можно сказать и не было. Но было немало просто безвкусных работ. Если говорить о процентном соотношении, то таких фотографий было больше чем тех, которые по-настоящему художественные. Так же было много подражательных работ журнального плана. Много заимствованного — то, что люди где-то увидели, а это не самое высшее качество.

-Как вы считаете, возможно ли вообще избежать этого подражательства или все таки нужно его грамотно преобразовывать?

-Его не то чтобы возможно, его нужно избегать. Другой вопрос: стоит ли учитывать мировые тенденции в фотографии? В принципе это возможно, хотя самые известные художники, все таки, славятся своей самобытностью или даже открытием каких-то новых широт и направлений в искусстве.

африка и любера1986 агузарова с юн

 —Как вы почувствовали, что период вашей самобытности наступил? И наступил ли?

-Я надеюсь, что он уже наступил. Дело в том, что когда я только начинал снимать вообще, в том числе и ню, я пытался обзавестись довольно известными журналами. В мое время — а это было очень давно, выпускался чешский журнал — «Фотография ревю». Очень модный среди фотографов, я хоть и пытался его приобрести, но мне это так и не удавалось. Я и позабыл, а Владимир Вяткин мне тут напомнил: оказывается, этот журнал издавался совсем небольшим тиражом, во всяком случаи, те журналы, которые предназначались для России.  Они сразу же распределялись по каким-то закрытым учреждениям, поэтому мне и не светило тогда приобрести его. У меня не было этого журнала и я был очень недоволен этим фактом. Мне периодически удавалось знакомиться с ним где-то, у кого-то, но хотелось большей информации и я весьма огорчался. Ведь в то время еще было трудно найти что-то альтернативное, а порой — практически невозможно. На самом деле, сейчас я крайне доволен тем, что этот журнал так и не попал ко мне — я избежал таким образом заимствования. За счет этого я смог выработать свой собственный стиль, который был назван критиками «идеологическое ню».

автопортрет

-Можно сказать — вы являетесь основателем целого жанра, как это произошло?

-Это было в 1989 году, когда французский журнал PHOTO выпускал спецэдишен о Советском Союзе и как потом выяснилось, мне было отведено 8 страниц по результатам отбора работ. И в том числе они взяли фотографию с яркой и экспрессивно-агрессивной девушкой. Кстати, этот снимок я сделал в 85 году и работал я тогда для удовольствия и, в основном в стол. У модели на груди красной краской был нарисован серп и молот. Эту фотографию можно было это интерпретировать чуть ли ни как кровь и я назвал ее «Русские идут!». Редакторы дали эту фотографию на заставку. Собственно после этого меня стали узнавать и в нашей стране. Со временем у меня собралась целая серия фотографий в жанре «идеологическое ню».

Текст: Юля Veles
Фото:  Сергей Борисов

+10

0 Комментариев

Оставить комментарий

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация