В петербургском музее Эрарта состоялось открытие выставки «Восхитительный мир Феллини».
Большой выставочный зал сразу встречает фотографиями, и, почти в тот же момент, большим количеством людей. Невольно задаешься вопросом – почему так решительно не хватает места? Сначала даже кажется, что только и сможешь сделать, что пару шагов, но все учтиво уступают путь и приветливо улыбаются.
Сильнее всего в глаза бросаются костюмы из фильмов Федерико Феллини, узнаваемые образы из «Сладкой жизни», «Джинджера и Фреда», «Казановы», «Рима» и прочих кинокартин. Подходишь, любуешься, улыбаешься, вспоминая сцены из фильмов или подслушивая их обрывки в разговорах за спиной. В кино костюм лишь часть образа, который мы видим, а детали в позах, взглядах, словах. Здесь же – наоборот. Костюм самостоятельный, полноценный и детали в кружевах, блестках, швах. Приходится постоянно отдергивать свою руку, которая так и тянется, так и просится потрогать. Задумываешься – в кино такого не видел, не до того было.
Ярким пятном в центре выставочного зала афиши, которые, пусть и на секунду, но переносят в другое время. Тридцать, сорок, пятьдесят лет назад люди смотрели на эти афиши, предвкушая поход в кино, новый фильм еще не столь оцененного как сегодня Федерико Феллини. Афиши яркие, без напуска современного клише и, возможно, когда-то были банальны, но не сейчас. И снова – подходишь, любуешься, улыбаешься.
Всюду фотографии – со съемок фильмов и портретные, каждый раз, если не останавливаешь шаг, то замедляешь. Вот Федерико Феллини словно собирается кинуть в кого-то стул прямо во время съемок, а если нет, то вопрос назойливо терзает мысли и придумываешь ситуации, при которых получился такой кадр. Несколько шагов и вот Феллини уже спокойно, с удовольствием наблюдает за съемками, и снова интересно – какую сцену снимали? Поворачиваешь голову, а главный герой сегодняшнего вечера смотрит на тебя с большой фотографии и, кажется, пытается поймать в кадр? И на фотографиях, конечно, не только Феллини. Там и Анита Экберг и Мартин Поттер и кто угодно, кого вы узнаете.
И снова замедляешь шаг, когда, кажется, пора уходить. Принимаешь решение еще раз все рассмотреть, сделать второй круг, третий… Вздыхаешь, оглядываешься в последний раз – удивительно много деталей в костюмах, афишах, фотографиях; удивительно много людей в одном месте, с которыми точно есть, о чем поговорить; удивительно много эмоций, воспоминаний, мыслей… Удивительно, с каким трепетом это перенеслось через года.
Текст: Мария Оточкина