Современный психологический портрет или интимный портрет на расстоянии вытянутой руки.
Фотография — удивительная вещь. Она либо сразу и легко примет тебя в свои объятия, либо будет вежливо, но настойчиво отталкивать локтем, мол, «подожди же ты, не спеши — вызовут». Конечно, хочется, чтобы тебя сразу обняли и провели куда надо. Посадили и пригрели. И забронировали это место исключительно за тобой — тебя-то нам и не хватало! И ведь так бывает — сам видел. Но в этом и штука — видел-то со стороны. У других. Сам же не грелся, напротив, зяб и пробирался. Через толпу. Так интереснее. Поверьте.
Несколько лет я снимал тесты для модельного агентства. Это вид съемки, который призван показать модельные качества девушки — подходит ли она для этой работы или нет. Но очень скоро мне это надоело — агентство интересовала исключительно «оболочка», внешняя составляющая моделей. Мне же было намного интереснее посмотреть на то, что у них внутри — эмоции, чувства, состояние, переживания — и сохранить это на фотографиях. Лучше, конечно, на одной. Вы только представьте — одна фотография, которая как зеркало отражает внутренний мир человека. В какой-то степени это должна быть очень символичная фотография — как зарубок, штришок карандашом на кухне у бабушки — насколько ты вырос по сравнению с прошлыми годами. Очень показательно.
Мне приятно, что разные люди видят в моих фотографиях совершенно противоположные, разнящиеся вещи. Одни замечают трагедию молодого поколения на лицах девушек, другие видят частичку себя, третьих поражает психологическое состояние девочек, четвертых пугают настоящие, не скрытые под тонной слоев фотошопа лица, а пятые решают — могли бы они снять так же или нет. Люди разные, реакции тоже совершенно разные. Мне кажется, это одно из важнейших условий хорошей фотографии — она должна восприниматься каждым человеком по-своему. Некоторая недосказанность в работе определяет степень домысливания — показывая верхушку айсберга, мы понимаем, что он огромен, но насколько — каждый решает для себя сам.
Однозначного ответа на этот вопрос о том, какие правила есть в портрете у меня нет. Ведь фотография не бином Ньютона. Ее невозможно замерить и просчитать. В фотографии нет правил. Ваши правила в вашей же голове — набор стереотипов, советов и законов, на основе которых вы живете. Да-да, и ничего более. Фотография идет от сердца, а не из таблицы умножения. Вы то, что вы снимаете. Считайте это правилом номер один.
Самый интересный вопрос — «как работать с моделью?» Я слышал его огромное количество раз. Порой даже от моделей. Всегда он вызывал у меня теплую улыбку, всегда люди замирали в ожидании ответа и практически всегда недоумевали после. Почему? Наверное, потому что я не работаю с моделью как с «моделью». Исключительно как с человеком. Личностью. Индивидуальностью. Меня интересует настоящий человек, тот, который сидит у каждого из нас внутри и показывается только в тот момент, когда ему комфортно это сделать. Когда никто не спугнет, не будет тыкать пальцем и восклицать : «Ага, попался! Так вот ты какой, настоящий! Кем же ты прикидывался?!» Люди всегда находятся в какой-то оболочке, а мне интересно заглянуть под нее.
Однажды ко мне на съемку пришла девушка, которая оказалась в студии первый раз. Для нее эта атмосфера была крайне непривычной и довольно таки напряженной. Я это почувствовал. Разговаривать с ней было бесполезно — страх нового давал о себе знать. Нужно было выводить её из этого состояния! Не долго думая, я отдал ей камеру и сказал: «Сфотографируй меня так, чтобы я был похож на Кинг-Конга.» После этого занял ее место и начал рычать. Когда её удивление прошло и она вспомнила, что держит в руках камеру — тут же начала бегать вокруг меня, давать указания и снимать-снимать-снимать! Этот процесс настолько ее поглотил, изменил ее первоначальный настрой и избавил от страха объектива, что мне потребовалось сделать всего несколько кадров за съемку. Я получил то, что хотел. Она тоже.
Я никогда не придавал особого значения технике. Признаюсь — большая часть моих портретных работ снята на штатный зум-объектив. Никакого «фикса», «портретника» и тому подобного у меня нет. Один объектив, один источник света и одна модель. Это все, что нужно для успешной съемки. Каждая новая фотосессия должна напоминать эксперимент — не представляешь, что получится, но примерно понимаешь в какую сторону двигаться. Самое важное в таком подходе — результат может приятно удивить!
Порой во время съемки не покидает чувство, что модель несколько зажата. В таких случаях я ненавязчиво делаю вид, что у меня сбились настройки на камере и начинаю разговаривать о том, какой фильм она смотрела на днях. Девушка начинает рассказывать, а я делаю вид как-будто что-то перенастраиваю. С ее стороны все выглядит так, как будто у меня действительно проблемы с фотоаппаратом и она непроизвольно забывает о камере. И я этим пользуюсь! Иногда нужно и соврать. Но это лишь во благо.
На мой взгляд, навык фотографа — это умение перенести весь свой культурный, аналитический и коммуникабельный багаж знаний и умений на одну фотографию. Вот так взять и все, что вы успели узнать, подсмотреть и наработать, спроецировать за 1/125 секунды на матрицу. Щелк! — и всё, чему вы так долго учились, можно увидеть на одной фотографии. В этот момент чувствуешь себя абсолютно голым — видны все недостатки. И чем их больше, тем неувереннее стоишь на ногах. А чем более атлетично сложен, тем скорее хочется покрасоваться перед другими. И пусть они не знают, сколько тяжести для этого пришлось носить — важен лишь результат.
Когда меня спрашивают, какую литературу по психологии, фотоискусству и студийному портрету читать, я отвечаю очень коротко — классическую. Толстой, Достоевский, Гоголь… Там есть всё — и психология, и искусство, и драматургия. Разве что «студийки» нет. Но на улице ведь тоже можно снимать. Порой, намного интереснее, чем в темном углу комнаты. Хоть и с красивой девушкой.
Михаил Рыжов, фотограф.
www.ryzhovmichael.com