Кандида Хёфер. Роскошная пустота

Кандида Хёфер. Роскошная пустота

Впечатления от выставки. Кандида Хёфер. Роскошная пустота

«Единственный живым лежал на сцене Колонного зала…»
Градский про свою роль Звездочета в опере «Золотой петушок»

Нечасто фотографы удостаиваются персональной выставки в Эрмитаже! Но раз уж объявлен целый Год современной фотографии в Эрмитаже, то запланировано аж целых три выставки! Не считая еще пары, где Эрмитаж выставляет себя же, но в фотографиях. Не густо, но зато в самом Эрмитаже! Чем меньше достойных — тем выше ожидания и престиж.
24 июня 2015 года открылась выставка «Память» Кандиды Хёфер.

Портрет Кандиды Хёфер. Фото: Вера Соколинская

Портрет Кандиды Хёфер. Фото: Вера Соколинская

Посмотри в окно в 5 утра… мир так прекрасен без людей!

Слов нет, Хёфер знаменита: классик немецкой фотографии, выставок не счесть, представляла Германию на биеннале, работы во всех знаменитых собраниях…
Ее концепт в том, чтобы снимать самые знаменитые, а стало быть, многолюдные, публичные пространства без людей. По-моему, прекрасная и не то, чтобы новая идея: мне тоже всегда хочется выгнать всех людей из кадра. Да любой, кто снимает архитектуру, хочет, чтобы ее не загораживали и не портили своим присутствием! Не у всех получается: это ж надо быть классиком, вроде Молодковца, чтобы тебя пустили в ночной Эрмитаж или на крышу! Вот Хёфер сняла для нас безлюдную Публичку и Екатерининский дворец! — молодец. Думаю, что будь такая возможность у всех нас, фотографии были бы не сильно хуже. Но ведь кому нужны просто хорошие фотографии, например, Павловского дворца? Тут фишка, чтобы мировые сокровища снимала мировая знаменитость.

«И нам всем, стоящим тут же, у забора, остается поздравить их во главе с министром, пожелать дальнейших успехов…» М. Жванецкий

В 2014 году Кандиду Хёфер пригласили в Петербург — теперь мы имеем счастье лицезреть аж 25 фотографий самых знаменитых интерьеров города. Эрмитаж устроил ее выставку — она подарила Эрмитажу 10 своих работ.

Если упереться в пень, то со временем станешь главным пнистом страны, а потом и мира.

Несколько десятилетий Кандида Хёфер снимает выдающиеся залы — запечатлела архитектурные «портреты» всех дворцов. Добротный фотокаталог бесценной недвижимости. Узкая специализация. Зато концептуально!
Вот Артемий Лебедев, например, фотографирует люки. Думаю, если кто-то с именем, хотя бы его мама, написал бы, глубокомысленное эссе про люки… Типа, люки — это путь в иной мир техногенной цивилизации, отделяющий обыденность надземного и мистику подземного мира. Люки — это порталы коммуникаций. Люки — унифицированы и индивидуальны. «Портал в другие миры под нашими ногами» имел бы огромный успех.
Мне прямо на выставке захотелось поснимать, например, ставни. Ставни Эрмитажа! — они впускают в залы солнечный свет, наполняя его жизнью, как бы растворяясь на фоне стен. Они неподвижно и незаметно несут свою вахту, пока не придет час защитить своими телами ранимые краски искусства… А вы, небось, и не замечали, что есть ставни! Никто не хочет устроить выставку? Ставни: история, культура, дизайн, цвет и метафизика. Нет? — а у меня и про окна есть, и про фонари, правда. Видите, как важно сосредоточиться на одном и не распыляться.

АНТИЧНОСТЬмал

Кандида Хёфер Эрмитаж. Санкт-Петербург VIII, 2014 Германия 2015 \ Candida H?fer Hermitage. St. Petersburg VIII, 2014 Germany, 2015

«Человек — это звучит гордо, а выглядит — отвратительно…» В. Шендерович

Занятный парадокс: красоту дворцов, которую снимает Кандида Хёфер, создали люди и для людей, но на ее фоне они сами выглядят мелко, суетно и неинтересно. Начинала фотограф со съемки вокзалов и аэропортов, потом перешла на пространства, менее запачканные человеческими эмоциям. На творческом пути метра люди ее разочаровали: «Я хотела запечатлеть, как люди ведут себя в общественных местах и поэтому начала фотографировать театры, дворцы, оперы, библиотеки и т.п. Через некоторое время мне стало понятно, что то, что люди делают в этих пространствах – и то, что эти пространства делают с людьми – лучше всего видно, когда никого нет». В общем, чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю безлюдные помещения.
Мы — глубоко поверхностные люди!
Фотограф часто снимает архивы и библиотеки, подчеркивая стремление к упорядоченности информации. Ну, так в окружении бесконечных рядов и полок подчеркивать геометричность, повторяемость и систему не так уж оригинально — а что еще подчеркивать-то?

— Доктор, скажите, я буду жить?
— А смысл?

Эта застывшая пышная красота, будто после нейтронной бомбы, называется «Память» Если людей нет, то для кого память? И какой в ней смысл? Все эти библиотеки, архивы, величественные каталоги шедевров, как театр без зрителей — следы былого величия культуры? След, который останется после исчезновения нашей цивилизации? Напоминание о ценности и красоте того, к чему мы пригляделись? Или показать параллели, симметрию и гармонию архитектурных шедевров?

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит —
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьётся локон золотой. А.С. Пушкин
Не то, чтобы я любила людей, — как вы могли подумать?!.
Но вот живые люди стоят и внимательно вглядываются в безлюдный мир.
Время остановилось. Пышные интерьеры стерильно безлюдны. Мир статичен и незыблем. Ничего не напоминает? По-моему, это вечность, она же смерть.

Хотите подумать о вечном — идите в многолюдный Эрмитаж, чтобы посмотреть там на фотографии его безлюдных залов.

Текст: Вера Соколинская

ЛОДЖИЯ РАФАЭЛЯмал

Кандида Хёфер Эрмитаж. Санкт-Петербург XII, 2014 Германия 2015 \ Candida H?fer Hermitage. St. Petersburg XII, 2014 Germany, 2015

 

 

Впечатления от выставки

25 фотографий Кандиды Хёфер. Безлюдные залы дворцов, библиотек и театров.
Каждая фотография — это не часть каталогизации пространств, а погружение в беззвучную бесконечность. Истории, архитектурной гармонии, симметрии, повторяемости деталей.
Снятые фронтально залы уходят глубоко вдаль, а белые паспорту фотографий расширяют рамки пространств еще больше, переходят в белые стены — фотография затягивает взгляд, как воронка. Зритель остается наедине с великолепным интерьером.
Подчеркнутая одинаковость приема объединяет фотографии в серию. Подчеркнутая симметрия и повторяемость деталей на каждой фотографии перекликается с симметричной развеской самих работ.
Парадные залы, изображения которых стало визитной карточкой Петербурга, предстают не в привычной, официальной, суетной, статусной красоте, а открываются для частного, можно сказать, интимного созерцания в мягком, естественном свете.

ИОРДАНСКАЯ

Кандида Хёфер Эрмитаж. Санкт-Петербург V, 2014 Германия 2015 \ Candida H?fer Hermitage. St. Petersburg V, 2014 Germany, 2015

И то, что казалось хорошо знакомым открывается совсем с иной стороны.
Есть в пустоте величественных залов что-то интригующе надмирное. Созерцание уводит нас от привычного и окутывает знакомые достопримечательности романтичной аурой. Публичные, многолюдные пространства открываются для частного, глубоко личного проникновения, и, как в сказках Андерсена, бытовые предметы начинают по волшебству жить возвышенными чувствами и благородными порывами.
«Знаменитая фотограф Кандида Хёфер представляет специально выполненные для этой выставки виды Зимнего дворца, Эрмитажа и некоторых пригородных дворцов. Они, как и полагается, красивы. Они полны характерного для нее духа насыщенной мистики, неожиданно наполняющей пустые интерьеры. Интерьеры эти, конечно же, не просты. Безлюдные читальные залы библиотек, созданные Кандидой Хёфер, — это особый мир, со своими связями, секретами, тайнами и правилами.
Монументальные фотографии — это огромный музей, который как будто волной очищают от посетителей, а потом запускают их вновь. Художница запечатлела момент, когда громадные пространства отдыхают, играют и разговаривают сами с собой и друг с другом» — написал Михаил Пиотровский.

Архитектура фиксирует тектонические сдвиги цивилизации, музей хранит память культуры, а фотография — фиксирует момент; в фотографиях архитектурного шедевра, ставшего музеем, соединяются текстура времени, графика линий и культ памяти.

Текст: С.Верина
Фото: ©2015 Кандида Хёфер, Кёльн /Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн

Изображения любезно предоставлены галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге.


+10

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация