Спелеолог РГО Антон Юшко янв -фев/13

Спелеолог РГО Антон Юшко янв -фев/13

Архив Русского географического общества в Санкт-Петербурге насчитывает тысячи фотографий. Это снимки из разных, порой совершенно невероятных, уголков планеты. Среди них есть и фотографии путешественника, спелеолога РГО Антона Юшко.

1368045872_fs_ny_2013_print-6

– Здравствуйте, Антон! Расскажите, пожалуйста, о себе и Вашей деятельности.

– Здравствуйте, Вера! Я военный журналист по образованию, несколько лет отслужил в армейской газете и не жалею об этом, но с 1994 года занимаюсь рекламой, и вот уже около тридцати лет увлекаюсь спелеологией. В настоящее время являюсь секретарем Комиссии карстоведения и спелеологии Русского географического общества в Петербурге. Это общество существует с 1845 года. Его членами были такие известные люди как: Семенов-Тяньшанский, Литке, Пржевальский, Колчак, Вавилов…
Наш проект «Красный Мамонт» был создан в 2005 году для поддержки спелеологических исследований. Основные направления нашей деятельности: фотофиксация и топографическая привязка древних изображений, изучение микроклимата и биологии пещер…
Научный руководитель проекта – Юрий Сергеевич Ляхницкий, учёный-спелеолог старшего поколения.
В последнее время мы с коллегами находимся в состоянии активной «перезагрузки». Хотим глубоко обновить сайт проекта, вместе ищем новые смыслы. Пришли к выводу, что выявление эстетического потенциала подземных объектов – новый перспективный вид деятельности. А в основе его лежит художественная фотосъёмка под землёй.
Мы ведь можем не только научные отчёты иллюстрировать, но и виртуальные туры создавать, и устраивать современные выставки с мощной мультимедийной составляющей. Подобная деятельность на западе называется «креативная индустрия». В своей подземной нише – мы её яркие представители. А начинается всё с фотографии…

— Антон, с чего началось Ваше увлечение спелеофотографией?

— Я родился в Ялте. В классе в пятом в Крыму «заболел» горами и занялся фотографией практически одновременно. До сих пор, бывая в Крыму, хожу в гости в свою первую детскую фотостудию «Огонёк» к замечательному фотомастеру Михаилу Кравцу.
Под впечатлением от книг патриарха отечественной спелеологии, крымского учёного Виктора Дублянского, известных французских спелеологов Мишеля Сифра, Норбера Кастере я увлёкся спелеологией. Активно занимался в спелеосекции Ялтинского горного клуба. Там же, в клубе, увидел просто завораживающие подземные фото оператора Ялтинской киностудии Георгия Зеленина, первого спелеофотографа СССР.

-Что главное в вашей деятельности? Какие причины побуждают Вас заниматься спелеофотографией?

— Много причин. Именно под землей сейчас все еще можно сделать географическое открытие, на поверхности все уже практически открыто, белых пятен почти не осталось. В мире известно более миллиона природных пещер, но ежегодно их список пополняется. Моя задача не столько открывать пещеры самому, сколько помогать это делать другим. Роль фотоинформации в этом процессе очень велика. Первые фото из новых пещер появляются раньше картографических материалов, по ним уже можно о многом судить.
Также, одна из задач нашей группы — сделать так, чтобы пещеры были защищены от негативного воздействия человека. Я верю в то, что и познавательные интересы человека и заботу об экологии подземного мира можно привести в состояние гармонии. Один из способов – создание спелеомузеев.
К сожалению, их количество и качество в нашей стране оставляет желать лучшего. Мы привлекаем внимание общественности и местных властей к скрытым под землёй историческим культурным достопримечательностям. И делаем это посредством фотографии. На этом построен наш свежий проект «Тайны недр Северо-запада России».

1368045918_fs_ny_2013_print-15

— Расскажите, пожалуйста, подробнее…

— Например, в Каповой пещере фототехника играет значительную роль в обнаружении палеолитических рисунков. Спелеолог видит пятно и, предполагая, что оно может быть рукотворным, делает снимок. В дальнейшем нередко это подтверждается при обработке фотографии. Далее со скальпелем приходят археологи и реставраторы, осторожно снимают верхний слой кальцита, копоти, глины и убеждаются, что там охра – краситель искусственного происхождения, и что это не что иное, как древний рисунок.

1368045965_fs_ny_2013_print-11

К сожалению, современная наука не нашла ещё абсолютно надёжных способов консервации пещерных изображений. Главное, что мы можем сделать сегодня — скопировать их предельно корректно и качественно, не нанеся им дополнительный вред.
Нашей группой собрана уникальная коллекция фотоизображений из пещеры Шульган-Таш (Каповой). Я эту работу в проекте начинал, а затем её активно продолжил мой молодой коллега Олег Минников. По-моему, в фотофиксации палеолитической живописи Олег добился более высоких результатов. Это очень тонкий исследовательский процесс на стыке наук и технологий. Олег в обычной жизни IT-специалист. Все свои глубокие знания аппаратных и программных средств он использует в этой никем не оплаченной, но очень нужной человечеству работе. И «красные мамонты» продолжают раскрывать нам свои тайны…
Появились и новые страницы у нашего проекта. В недалёком прошлом я снимал в финском подземном музее «Оутокумпу» и в шведском серебряном руднике «Сала Силвергрува». Фотографии были впоследствии представлены на краеведческой конференции в городе Сортавала и привлекли внимание владельца проекта «Горный парк «Рускеала» Александра Артемьева.
Мраморный карьер Рускеала, разрабатывающийся почти три столетия, — место, где добывали мрамор для Исаакиевского собора, Мраморного дворца и многих других памятников архитектуры Санкт-Петербурга, находится в Сортавальском районе Карелии по соседству с финской границей. Там действует уникальный скальный парк.
Это невероятно красивое место, которое постоянно развивается. И Александр Артемьев решил создать на территории Рускеалы музейный комплекс, подобный финскому и шведскому. Сейчас спелеокомиссия РГО ему в этом активно содействует. И в Карелии в ближайшие годы появится увлекательный подземный маршрут, интересный не только экстремалам, но и интеллектуалам.

1368046312_fs_ny_2013_print-9

Художественная фотография стала в случае с Рускеалой и языком международного общения. Благодаря фотовыставке в Петрозаводске, иллюстрирующей наши исследования, нам удалось влиться недавно в российско-финский приграничный проект «Mining Road».
Цель проекта – создание уникального туристического маршрута между Петрозаводском и Йоэнсуу. По сути – это попытка возродить старую дорогу горных промыслов, добавить в этно-культурное пространство региона ещё одну связующую нить и нанизать на неё геологические жемчужины Приладожья и Прионежья. Мы нашли здесь немало заброшенных рудников и шахт, в некоторых из них со временем могут появиться музеи и экскурсионные объекты.
А начинается эта серьёзная краеведческая работа с качественных информативных фотографий. Благодаря нашим наработкам участникам группы РГО «Красный мамонт» удаётся придать проекту «Mining Road» дополнительную глубину и особую эстетику.
Я надеюсь, что благодаря проекту, мне удастся провести осенью 2013 года фотовыставку в финском подземном музее-руднике в Оутокумпу.

-Антон, какую технику Вы используете в экспедициях?

-Я предпочитаю технику Nikon.
В разное время использовались: Nikon D3S, Nikon D3, Nikon D700, D70s…
Плёночный F 75. Профессиональная фотосъемка древних рисунков должна быть сделана и на пленку в том числе – так принято в научных кругах.
До сих пор живы: цифровой D200 и старый добрый Coolpix 5200, с которых в 2006 году проект начинался. Мы их используем в качестве резервных камер.
Прошла проверку временем и экстремальными условиями оптика. Качественный рывок вперёд удалось совершить благодаря двум новым объективам Nikkor 14-24mm и Nikkor 24-70mm. До сих пор не утратил своей актуальности старый добрый сравнительно недорогой универсал Nikkor 24-120mm VR. C D200 до сих пор с используем Nikkor 17-55mm DX.
Наконец, в нашем арсенале появился японский штатив «Velbon» с карбоновыми ножками. С ним заметно легче скакать по мокрым глыбам в поисках выгодной точки съёмки. Впрочем, живы и приносят пользу купленные ранее итальянские штативы «Gitzo» и «Manfrotto».
Серьёзные надежды мы связываем с появлением новой волны профессиональных камер D4 и D800. С нетерпением ждём аппарат D4s, который по аналогии с D3s, надеемся, будет идеально подходить под наши подземные задачи.

1368046386_fs_ny_2013_print-131368046416_fs_ny_2013_print-12

— Каковы особенности подземной съемки?

-Раньше мы всегда остерегались съемки со вспышкой – для наскальных рисунков это может иметь пагубные последствия. Уже SB-800 и SB-900 с диффузором позволили значительно смягчить жесткое воздействие света вспышки на объекты. Ещё деликатнее способны работать новые вспышки Nikon. Всегда с собой под землю я беру «горячий башмак» — специальный удлинитель для вспышки. Он позволяет при некоторой сноровке сместить при съёмке жёский фронтальный свет в сторону от объектива. С этим довольно простым устройством снимки получаются более естественными.
Успешно в последние годы мы применяем светодиодные фонари различных конструкций. Это – самый экологичный на сегодня источник света под землёй. Есть, правда, у него свои особенности – весьма ограниченный цветовой спектр. Разобраться с техническими аспектами работы со светодиодным светом нам помогают наши коллеги-спелеологи из немецкого проекта «Cave Lighting» (компания «Germtec»). Наши совместные эксперименты по световому моделированию под землёй непременно приведут к созданию уникальных туристических маршрутов.

1368046513_fs_ny_2013_print-231368046496_fs_ny_2013_print-24

Самый красивый метод, которым мы пользуемся – это метод «световой кисти». Фотоаппарат ставится на штатив, включается автоспуск по таймеру, длинная выдержка (или режим выдержки от руки) и матрица экспонируется продолжительное время вплоть до нескольких минут, в то время как ассистенты подсвечивают интерьер пещеры и рисунки различными источниками света. Метод световой кисти позволяет, имея даже всего один источник света, равномерно осветить довольно большие поверхности, кроме того, создает фоновый (грунтовой) свет с высокой проработкой деталей.

1368046536_fs_ny_2013_print-181368046518_fs_ny_2013_print-17

1368046481_fs_ny_2013_print-20

-Что для Вас главное в Вашей деятельности?

— Вера, из-под земли многие наши проблемы выглядят порой странно, не естественно. Пещеры учат философичнее смотреть на мир, с другой глубиной резкости, что ли. Чётче отделять главное от второстепенного…
Но не менее важно для меня и моих коллег, пожалуй, и то, что сделанные нами фотографии помогают создавать подземные музеи, подводить итог научных экспедиций, планировать новые подземные штурмы, связывают спелеологов разных поколений…- это важнее всего. Это зовёт меня в новые фото-путешествия!

1368046663_fs_ny_2013_print-13

Фото: Антон Юшко
Текст: Вера Коханина

0

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация