Музей Эрарта совместно с международным фестивалем балета Dance Open представили выставку эпатажного голландского фотохудожника Эрвина Олафа «ГАРМОНИЯ ДИССОНАНСОВ. МАНИЯ СОВЕРШЕНСТВА»
Содружество автора и ведущих балетных трупп Нидерландов — счастливый союз, подаривший миру чудо, соизмеримое по масштабу с искусством старых голландских мастеров, новое направление — сценический сверхреализм, через метаморфозы и лицедейство способный говорить правду о природе человеческой на уровне библейских обобщений и с шекспировской страстью.
На выставке в музее Эрарта были представлены работы Эрвина Олафа, созданные им в период с 1985 по 2016 год.
– Вы всегда хотели быть фотографом? Если нет, то кем вы мечтали быть в детстве?
– Нет, совсем нет. В детстве я мечтал быть актером, потом пошел учиться в школу журналистики. И только в 19 лет мне в руки попала моя первая камера. Но, наверное, это и к лучшему. Я был бы ужасным журналистом, по правде сказать. Я совсем не умею слушать.
– Вы помните свои первые работы? Какие они были?
– Это были фотографии моего друга. В тот день пришел на встречу в боа и солнечных очках, чем весьма выделялся, но все лицо у него было в угрях, из-за которых он очень стеснялся фотографироваться. Такой резкий контраст гламурного внешнего вида и явного несовершенства кожи очень заинтересовал меня.
На самом деле это суть моей работы — играть на контрастах прекрасных вещей с их полной противоположностью.
– Как вы пришли к теме балета?
– У меня есть один старый друг, мы общаемся с 1981 года, он известный хореограф. И однажды он пригласил меня на свое выступление. В тот день я так был заворожен представлением, что добровольно вызвался быть фотографом его постановки.
Сейчас я постоянно работаю с танцорами, они окружают меня везде: мы работаем дома, в студии, непосредственно на самих постановках. Я смотрю на них и вижу невероятную красоту в искусстве танца.
– А видели ли вы когда-нибудь наш знаменитый русский балет?
– Да, мне довелось увидеть русский балет на сцене Большого театра, во время моего пребывания в Москве. Но не цельную постановку, скорее это были собранные воедино отрывки из разных произведений. Я также смотрел русский балет на видеозаписях в интернете, но конечно, это сильно отличается от настоящего представления. Совсем другие ощущения.
– У вас есть знаменитый и весьма нашумевший проект под названием «Королевская кровь». Подвергались ли вы осуждению и критике со стороны именно членов королевской семьи?
– Я делал снимки королевской семьи, на самом деле (смеется). Но если говорить серьезно, то критика действительно была. Великобритания и Австралия (прим. обе страны входят в Британское Содружество наций и управляются королевой Елизаветой II) осуждали меня за эту работу, так как, по их мнению, в фотографии были слишком жестокие, там было слишком много насилия. Но в то же самое время в России, Испании и Франции эти фотографии показались интересными. Так что все зависит от конкретной страны и сложившегося в ней менталитета.
– Есть ли какие-то темы, которые вы никогда не будете освещать в своих работах? Ваши личные табу?
– Да. Я никогда не буду снимать на тему религиозного экстремизма, это одни из моих принципов как фотографа. Расизм для меня запретная тема, потому что это просто ужасное и бесчеловечное явление. Также — и мне очень жаль говорить это в России — но я никогда не затрону тему анти-гомосексуализма в своих работах.
И совершенно точно я никогда не стану работать на табачную продукцию, будь это реклама или просто антураж для красоты. На самом деле это по личным причинам, так как у меня болезнь легких, и причина именно в сигаретах.
Я часто думаю об этом, на самом деле. На Земле живет 7 миллиардов человек, и страшно представить что случится, если мы не будем заботиться друг о друге, проявлять столь необходимую доброту к другим людям. Это наша обязанность как в первую очередь людей.
– Опишите свой обычный день.
– Я надеваю пальто (смеется). Нет, на самом деле нормальный день для меня зависит от того, будет ли сегодня съемка или нет. Если у меня не назначена фотосессия, то большая часть дня проходит в подготовке к ней. Я обсуждаю детали образов, одежду, макияж, провожу кастинг. А вот если в планах стоит фотосъемка, то я собираюсь и еду в свою студию. 20 минут кручу педали велосипеда, у нас в Амстердаме все ими пользуются. И когда вся команда собирается вместе в одном помещении: фотографы, осветители, визажисты, костюмеры, модели — для меня это по-настоящему волшебные и самые любимые моменты.
Текст: Вера Коханина
Фото: Эрвин Олаф, Анастасия Никитенко