Фризлайт (англ. freezelight) — фотосъёмка на длинной выдержке, ключевой особенностью которой является создание осмысленных образов и абстракций при помощи различных источников света. Важное условие — отсутствие компьютерной обработки снимка.
Арт-проект «Freezelight.ru» основан 2 мая 2008 года. Цель — создание полноценного направления в современном искусстве и уникального художественного языка, способного объединить фотографию и живопись. Полотном, в его классическом понимании, становится весь окружающий мир, а роль изобразительных средств отводится источникам света.
Его авторы — Артём Долгополов и Роман Пальченков – молодые, креативные, успешные ребята, которые за 4 года существования проекта смогли объединить различные техники рисования светом в отдельное направление, и популяризировать этот жанр искусства в молодежной среде.
Я беседую с Артемом.
-Артём, здравствуйте! Расскажите, как Вы начали заниматься фризлайтом? Каковы были этапы становления Вашей деятельности?
-Мы когда-то вместе с Ромой работали на телеканале ГТРК «Кубань» в Краснодаре. Затем переехали в Москву. Это Рома показал мне картинки, которые делали ребята на западе, и познакомил с принципом рисования светом. Западные работы нас не впечатлили: какая-то абстракция, нагромождение различных линий, авторы не пытались изобразить рисунок. Мы сразу же задались вопросом: почему они не создают изображения, неужели это так сложно? Естественно, ближайшей ночью пошли экспериментировать! Первый наш рисунок – это собачка, которая писала на дерево, — получился практически с первого дубля. Нас это очень порадовало, и мы активно занялись этой деятельностью.
Кроме того, мы попытались углубиться в технологию, узнать, что там есть еще, и выяснили, что существует около тридцати терминов, которые обозначают различные техники рисования светом: light drawing , space drawing, light painting, light graffiti и т.д. Все, кто открывал эту технику, старались остаться уникальными и никаких серьезных комплексных уроков в интернете мы не нашли. Объяснение в сети упиралось в три параметра: штатив, камера на выдержке и фонарь. Изучая технику, мы обратились к отдельным фотографам, которые использовали нечто подобное, с просьбой объяснить, как они получают тот, или иной эффект. Многие фотографы отказались раскрывать свои секреты. Нам пришлось самим во всем разбираться: мы купили на треть своей зарплаты все типы фонариков, которые нашли, различные текстуры: типа фольги, ваты, полиэтилена, и начали эксперименты.
Мы решили тогда, раз другие фотографы не хотят делиться информацией, значит, ею будем делиться мы. Решено было выбрать такое название для нашего проекта, которое обозначало бы сам принцип получения подобных снимков. В ходе мозгового штурма, появилось название «Freezelight». Мы создали сообщество, и на нашу первую встречу пришел всего один человек. Но постепенно к нам появлялся интерес, и с каждым разом приходило все больше людей. Причем не те, кто мог что-то рассказать, а те, кто задавал вопросы. Как администраторам сообщества, нам ничего не оставалось, кроме как написать первый урок. Мы написали. Потом люди потребовали второй урок, потом была какая-то встреча… Так, буквально за пару месяцев, мы набрали порядка 500 человек активной аудитории. В сообществе стали оперировать словом «фризлайт», хотя до этого мы оперировали всеми другими различными словами.
В марте 2009 г. нами заинтересовался Первый канал, они делали о нас сюжет. Причем, вырезали часть, касающуюся терминологии техники рисования светом, и пустили его в эфир с такой подводкой диктора: «Freezelight – новое современное искусство!» (смеется). Сюжет получился довольно любопытный, его несколько раз повторили в новостях, в том числе и в прайм-тайм. Последовала настолько бурная реакция от аудитории, что у нас обвалился сайт. О фризлайте начали говорить в интернете на любом фотофоруме, на наше сообщество стали даваться ссылки. Все это произошло одновременно с нашим личным профессиональным ростом, как раз в 2009 г. у нас стали получаться довольно качественные снимки, мы начали снимать свои первые видео.
-Артем, я знаю, что Вы с Романом делали ролик к Зимним Олимпийским играм в Ванкувере, и если честно, поражена! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям подробнее.
-Рассказываю: это был наш первый коммерческий заказ, на который мы согласились (смеется). Он поступил в январе 2010 г. На тот момент у нас уже легкая истерика была. Вроде, делаем много, нас все видят, постоянно снимают телеканалы, но ничего серьезного не происходит. Мы с Ромой сидим, пьем чай и вдруг звонок с Первого канала: «Здравствуйте, ребята! Вы же фризлайтом занимаетесь? Мы хотим вас попросить сделать промо-ролик к зимним олимпийским играм». У нас, естественно, шок. Мы же понимали, что такая структура, как Первый канал, способна произвести все, что угодно. Оказалось, что им надо отрисовать светом спортсменов в ночном лесу. Они пытались это сделать без нас, исключительно, с помощью компьютерной графики, ничего толкового у них не получилось. Они спросили: «Вы справитесь с этой задачей?», а мы ответили: «Да, конечно!» Пришли домой, и думаем, а как мы вообще это делать будем? Образы людей – самое сложное в изобразительном искусстве. Запросили архив спортивных съемок, изучали движения спортсменов покадрово, репетировали дома, естественно, в режиме цейтнота. Когда мы приехали на съемку, выяснилось, что, помимо нас в процессе задействовано еще колоссальное количество народу, мы поняли, насколько велика ответственность, от этого нам стало еще страшнее. В итоге, ролик отрисовали. В 2010 г. он попал в шорт-лист престижной международной телевизионной премии PROMAX BDA 2010 и вошел в пятерку лучших олимпийских роликов мира. На следующий год работа получила гран-при 28-го Миланского фестиваля спортивного кино и телевидения. Поскольку все права на продакшн принадлежат Первому каналу, эти награды являются для нас номинальными.
Когда же вышел этот промо-ролик, оказалось, что за нами долго наблюдал Юрий Молодковец – главный фотограф Государственного Эрмитажа. После того, как мы сделали образы спортсменов, он понял, что та идея, которая витала у него в голове, нам под силу. Дело было уже в апреле 2010 г. Наша задача была — нарисовать образы картин французских импрессионистов. Идея заключалась в том, что пока идет реконструкция в восточном крыле Главного штаба, стоят леса, а картины (наши образы) уже обживаются, уже ищут себе место, где они будут помещены. Мы работали 10 дней и сделали 15 работ. Они успешно экспонировались по завершении реконструкции.
-Артем, расскажите о Ваших мастер-классах.
-В тот момент, когда мы думали о монетизации нашей деятельности, мы поняли, что нет смысла зарабатывать на людях, которым интересен фризлайт. Аудитория мастер-класса любого фотографа – максимум 30-40 человек. А для того, чтобы фотограф смог заработать, нужно, чтобы билет стоил не меньше 1000 рублей. В регионах средняя зарплата – 10 000 рублей, даже сумма в 200 рублей остановит людей. Стоимость же наших мастер-классов не должна превышать стоимость билета в музей.
Мы пытаемся дать людям максимальный доступ к тем знаниям, которые имеем. Чем больше мы рассказываем о том, что делаем, тем быстрее появляются люди, которые могут делать сложные и качественные работы. Мы ребята амбициозные и этот фактор лишний раз нас подстегивает двигаться дальше. Нам хочется все время находиться в авангарде. Более того, во время наших уроков, в ходе обсуждений, возникают какие-то нюансы, которые мы сами не могли предусмотреть. Потенциал фризлайта невероятен: у меня и у Ромы, огромнейшее количество заметок о том, что стоит сделать в следующий раз, мы просто даже не успеваем все это попробовать. Мы уверены, что это огромный ресурс, и он будет еще развиваться и развиваться.
Я знаю, то Вы также активно занимаетесь выставочной деятельностью.
Активно. В 2010 г. мы провели 11 выставок в разных городах страны: от Калининграда до Владивостока, спосором которых стал один из известных производителей фототехники. Оказалось, что интерес у молодежи к этому фризлайту чрезвычайно высок. Например, в Томском областном художественном музее на нашу выставку пришло столько же людей, сколько пришло на параллельно открывшуюся выставку Глазунова. В Сочи, посмотреть нашу экспозицию, под которую нам выделили помещение 80м2, в апреле пришло столько же народу, сколько пришло в августе, в курортный сезон, на выставку Церетели, под которую был отдан весь музей.
А в 2011 г. к нам поступил ряд обращений от художественных музеев России, с предложениями приехать к ним. Выставки проводились за счет администраций регионов и даже за счет местных деятелей, которые готовы были потратить свои деньги на экспозицию наших работ. К 2012 г. мы поняли, что сами обязаны вкладывать свои деньги в выставочное направление, и поехали в ряд городов, где наиболее активна доля молодежи, интересующейся фризлайтом. И ни разу об этом не пожалели. Потому, что когда мы видим столько заинтересованных лиц, как бы ни звучало это лирично-романтично, это заряжает нас невероятной энергией. Мы возвращаемся из региона и видим кучу благодарственных писем, со словами: «Спасибо! Мы для себя открыли что-то новое!»
-Это классно! Т.е. вы поддерживаете отношения со своей аудиторией?
-Да! Мы всегда активно старались управлять лояльностью нашей аудитории: зорко отслеживали отзывы и упоминания нашего названия и на них своевременно реагировали. Мы поддерживаем свое присутствие и на нашем сайте, и в жж, и в вконтакте.
Недавно мы сделали еще одну интересную штуку. Количество коммерческих обращений к нам довольно велико. В определенный момент стало понятно, что нам нужно выдерживать некую ценовую политику, для того, чтобы и направление не разменивать, и чтобы навыки наши попусту не расходовать. Мы стали просто передавать коммерческие заказы тем людям, которые находятся у нас в сообществах, тем, кто делает работы высокого уровня. Многих из них мы лично знаем по нашим мастер-классам, по их активности в наших сообществах. Т.е. мы стараемся дать возможность заработать тем людям, кто серьезно увлекается нашим делом.
-Вы с Романом дружите?
-Да, мы лучшие друзья (улыбается)! Помимо этого, мы с Ромой очень хорошо друг друга дополняем. Ни один из нас такой проект в одиночку не сможет потянуть. Если мы вдруг разделимся, то он перестанет существовать.
И напоследок, что Вы могли бы пожелать молодым фотографам, которые нас читают.
Я бы пожелал им терпения и трудолюбия. От них очень многое зависит. Например, вы собрались с друзьями порисовать ночью и хотите нарисовать домик, долго рисуете, и у вас никак не выходит этот домик. Вы решаете тогда нарисовать цветочек. Он получается у вас довольно быстро, и вы радостно идете по домам. Это неправильно. Вам нужно понять, почему у вас не получалось нарисовать этот домик, либо рисовать его до тех пор, пока не получится. Ведь, если вы не справитесь с простыми вещами, не отточите свой профессионализм, вам не справиться с чем-то более сложным. Это, кстати, применимо ко всем сферам жизни.
Фото: Артём Долгополов и Роман Пальченков
Текст: Вера Коханина