Дни Эрмитажа

Дни Эрмитажа

Под конец года жизнь раскручивается, как карусель, именно перед Новым годом надо маниакально успеть все, что не уместилось в предыдущую жизнь. Перед тем, как залечь до весны в берлогу безвременья.

7 декабря был день рождения Эрмитажа (именины Екатерины, которая и основала свое «уединение». Забавно, что название музея, который посещает больше 3 млн человек в год, переводится именно так). А еще и год юбилейный — Эрмитажу 250! Впереди международный культурный форум… Посему Дни Эрмитажа получились супернасыщенными. Я просто выпала из остальной жизни, еле поспевая только на разрезание разнообразных ленточек Пиотровским. Собственно, для тех, у кого не было возможности все бросить и предаться лишь высокому искусству, сейчас основное и расскажу.

Честное слово, душой возле него отдыхаешь. Намотаешься где-нибудь, налаешься, наобещает тебе кто-то золотые горы, а сам вообще не явился, приходишь к нему: «Расскажи, как ты себе представляешь… Вот, вообще… Как бы ты хотел?.. А какие должны быть отношения?»
Он говорит, а ты сидишь, думаешь о чем-то. Как на берегу моря… (Жванецкий. Он — наше чудо.)

Начались Дни Эрмитажа с пресс-конференции Михаила Борисовича. В приглашении было сказано ежегодной, но для меня она была первой и произвела огромное впечатление.

Нет, обаяние и юмор директора Эрмитажа как раз ожидаемы. Но контраст ясности мысли, сдержанности, оптимизма с тем, что волей-неволей льется нам всем в уши, ошеломляющий. Говорят, приходившие во МХАТ на «Дни Турбиных» в конце 20-х, падали в обморок от одного вида запрещенной в то время новогодней елки и «гавани с кремовыми шторами». Боюсь, скоро речи Пиотровского можно будет прописывать в качестве психологической помощи интеллигенции. Как переключиться с «Эха Москвы» на «Радио Эрмитаж»: волна спокойствия и любви.

Главная хорошая новость для всех нас – Дни Эрмитажа со следующего года станут официальным городским праздником (указ уже подписан)! А 3D действо по этому поводу на Двороцовой — ежегодной акцией. Ура!

«Эрмитаж стал глобальным музеем и диктует музейную моду». (Тут и обновленные сайты, и представленность в соцсетях, и революционное решение о цифровом каталоге всех коллекций, и практически эрмитажный медиа холдинг, и молодежный центр, и общественные пространства, и приложения для айфонов и айпедов для навигации по музею, и обустройство Главного штаба, и строительство библиотеки и музея костюма в Старой деревне, онлайн экскурсии, лектории и 26 научных конференций в год…) И планов, и свершений громадьё! Вот где реально есть, чем гордиться.

Отдельно Михаил Борисович остановился на «мощной образовательной агрессии» Эрмитажа — вот есть же агрессия, к которой не стыдно присоединиться. Музей даже собирается получить лицензию на образовательную деятельность. (Чем больше я знаю о ситуации в нашем образовании, тем активней хочется поддержать: да-да, может, только на Эрмитаж и надежда).

Сегодня слова: «Есть на телевидении одна хорошая передача…» — напоминают донос. Жванецкий

Вскользь было об «интеллигентном подходе к истории». Не прозвучало ни одного из модных слов: «гордиться», «патриотизм», «величие». Исторические события — «основа, чтобы поразмышлять».

Отрадно и то, что «Эрмитаж все больше открывается городу». Музей становится местом общественных событий. Тут и церемониальный зал в Музее геральдики в здании Биржи; и общественное пространство Главного штаба, и музыкальные фестивали, и Эрмитажный театр, и площадка Культурного форума. (Кстати, сейчас Эрмитаж обращается ко всем за идеей нового названия Главного штаба, понятного и хорошо звучащего как на русском, так и на английском).

Даже не самые приятные реалии, вроде сокращения финансирования, в интерпретации директора Эрмитажа прозвучали вполне позитивно: ну, кончились юбилейные надбавки, да и музей сам зарабатывает 25% денег, но с минфином еще повоюет. В отличие от чиновников, музейщики не скрывают зарплат: средняя по Эрмитажу- 51 400 (из них 20 тысяч из бюджета, 31 — из заработков музея).

Еще для любителей цифр: на 10% выросло число посетителей и 1/3 из них — дети и пенсионеры (Пиотровский заверил, что цены на билеты не повысятся, потому что «наши билеты — это социальная система»).

Пересказывать Пиотровского занятие неблагодарное — в оригинале всегда интереснее. В общем, не зря наш Эрмитаж «звучит из всех углов» и получил аж 2 «Музейных Олимпа»: в номинациях «Музей года» (из 70 кандидатов) и «Выставка года» (за Заху Хадид).

Вот, честное слово, по окончанию отчетного доклада директора Эрмитажа, мне вспомнились «Одесские рассказы»: «Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал еще что-нибудь”.

Суперсовременная античность

На следующий день было открытие новых экспозиций Отдела Античного мира в Реставрационно-хранительском центре (не очень благозвучное РХЦ) «Старая деревня».

Про само фондохранилище, современное, уникальное технически, дизайнерское, повторяться не буду. Поразилась только, что прошла, оказывается, уже четверть века, как был заложен его первый камень! В 1990м! А петербуржцы до сих пор к нему не привыкли.

Эрмитаж принципиально и последовательно делает свои фонды доступными.

На этот раз открывали целых 5 новых залов.

Журналисты толпились у громадной елки в фойе, потом нас повели по разноцветным коридорам: красный, зеленый, оранжевый (привет Карбюзье), всю толпу вместил гигантский лифт (в таком можно конные памятники поднимать) — и вот мы среди хай-тека стеклянных перегородок. «Античные амфоры», «Деревянные саркофаги и ткани», «Античные надписи», «Античная архитектура», «Античный некрополь».

Предметный мир VII в. до н э. удобно расположился в специально спроектированной для него суперсовременной среде, в экспозиционных модулях.

Затем нам посчастливилось буквально услышать голос античного мирана свои первые зарубежные гастроли приехал ансамбль древнегреческих музыкальных инструментов «Терпандрос». Кипрский профессор, воссоздал инструменты 2500летней давности! Даже рассматривать эти причудливые предметы, из рогов, панцирей, дерева — удивительно, а мы еще послушали в их сопровождении отрывок из «Одиссеи» и гимны Месомеда (2 в н.э.!) Мастер и руководитель ансамбля Михалисом Георгиу подарил Эрмитажу 8 струнную лиру из панциря черепахи.

А вечером новое открытие! Уже в Главном штабе. Выставки открываются по 2 в день! — все не объять. Меня хватило еще только на «Комнату Жака Липшица».

Уставшие от интенсивности эрмитажной жизни журналисты откровенно радовались, что «тут минут на 15». И правда, один зал, несколько авторских копий выдающегося скульптора (т. е. и наследникам не жалко подарить, и музею — буквально касалась рука мастера), рисунки. Куратор Отдела современного искусства, симпатичный молодой человек в хипстерских очках, с креативно взъерошенными волосами (вот сразу видно, что человек занимается современным искусством!), очень хорошо рассказал о творческом пути Липшица и планах музея. А фотографы среди пяти скульптур резвились, как дети: под общий хохот фоткали бритую голову коллеги вместе с поразительно похожим на него бюстом; потом соревновались, кто придумает лучший кадр с гигантским Кеннеди, который с опаской косился с из-под потолка на эти игры. Пытались найти выигрышный ракурс «Внутреннего ребенка» (для непосвященных очень напоминающий корень имбиря).

А из окна Липшица открывался вид на готовящийся для друзей Эрмитажа фуршет: пирамиды фужеров, реклама Hennessy (вот у солидного музея и друзья хорошие!) …

Все, явно сожалея, что Эрмитаж не настолько считает их друзьями, и как бы вспомнив, что не искусством единым, заторопились домой.

Замечательная вещь — Дни Эрмитажа! Хорошо, что они станут праздником города. Вот бы Эрмитаж стал градообразующим предприятием. А там дни Эрмитажа постепенно в эру Эрмитажа… Помните у Вайнеров про то, как нас спасет лишь «эра Милосердия».

+8

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация