О хороших котиках и рыбках и разочаровании в Человеке или «Природа»: два-ноль

О хороших котиках и рыбках и разочаровании в Человеке или «Природа»: два-ноль

В Эрарте финисаж инсталляций фестиваля «Мультивидение» (такой торжественный показ итогов).

Я отправилась туда, каюсь, после погружения в идеи кризиса психологии и философии, поэтому, наверно, одно наложилось на другое и Природа 2.0 предстала визуальным аргументом тех самых идей.

Триумф креатива

Наш анимационный фестиваль самый креативный! Куда только не проецировали мультфильмы: и на пролеты разведенных мостов, и на воду бассейна, и даже на котов-сфинксов. Слов нет, подход творческий. Необычность форм достаточно прозрачно намекает, что сказать-то особенно нечего. Зато пустоту легко облечь в любую форму, нет сопротивления материала — полная свобода творчества, интересная сама по себе. Ну, как в кино: эффекты всё невероятнее, смысл всё ущербнее.

Мы и Котики

Для того, чтобы нравиться женщинам надо быть высоким, спортивным, обаятельным, веселым, состоятельным, решительным, мужественным или котом. (Народная мудрость)

Коты — единственные животные, которые завоевали нишу в людских социальных сетях. Одна из авторов и кураторов выставки, Светлана Петрова, очень интересно подошла к кошачьей теме. В Индии дельфинов юридически признали личностями нечеловеческого вида — дело явно за кошками. Они лидируют по популярности в социальных сетях, у некоторых кошек тысячи подписчиков в инстаграме. Светлана считает, что не за горами признание их личностями с соответствующими правами. На смешки скептиков художница назвала своего кота Заратустру своим полноценным соавтором и напомнила, что сто лет назад таким же невероятным казалось право женщин голосовать.

Я ничего не имею против кошек. Мой Самурай тоже гораздо популярнее меня, за его духовным ростом люди следят с большим оптимизмом, чем за моим, а уж рыжий котенок Васи Ложкина просто мое альтер-эго.

Но в том, что мы так массово перешли к котикам (устроители назвали это «тягой к умилительности и вуайеризму»), показывает, насколько человечество разочаровалось в собственном виде.

Дальше пойдут мои длинные рассуждения, поэтому желающие могут сразу перейти к упомянутым котикам: http://fatcatart.com/page/2/?lang=ru

К статье Эрарты, в конец которой даны ссылки на все выдающиеся котостраницы: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/d4cc0fa5-a036-11e6-9f43-8920284aa333/

Для остальных маргиналов продолжаю. Да, разочаровались в человечестве. Потуги прошлого века с созданием нового человека (от евгеники до советского проекта) обернулись полным крахом: миллионы уничтожили, залили мир кровью и, как Воланд, констатировали: люди не изменились. Надежды на то, что технический прогресс избавит человечество от тяжелого труда ради выживания, откроет простор для творчества и тем осчастливит, тоже не сбылись: природу уничтожили, воздух, океаны отравили, свободного времени не появилось, освободившееся от физического труда время ушло на пробки и имитацию тех самых нагрузок в спортзалах; потребление все больше — счастья все меньше; чем больше товаров — тем больше надо антидепрессантов, всегда на связи, но ездим в офис; побороли голод — настигло ожирение; имеем доступ ко всей мудрости мира, а впечатление, что кругом одни идиоты.

Шарахнулись назад, к природе, дауншифтингу, органическим продуктам, безлюдным островам, дайвингу, горным спускам. И гражданская активность не увеличила разумности социума, и отказ от нее ситуацию не улучшил. Метнулись в поиски духовности. Медитировали, занимались йогой, крестились. Все равно вышел партком, замполит с крестом и православные пионеры. От сексуальной революции и дискурса об однополых браках шарахнулись в религиозные догмы и дремучую нетерпимость. Устали и явно разочаровались в собственном виде. Ни собой не довольны, ни другими.

Одни нахватали материальных благ больше, чем можно проглотить — и зачем? Другие без сил, так и не достигнув — и ради чего?

И надежд-то не осталось: такого соотношения утопий к антиутопиям не было за всю историю человечества (да самих антиутопий не было!) Споры лишь о том, что раньше: экологическая катастрофа, ядерная война, падение метеорита, глобальное потепление и т.д.

Как писал Бодрийяр, с себе подобными общаться не научились, взяли в компаньоны животных. Сейчас звери все чаще заменяют семью. Проще купить и содержать, чем с равноправным биться.

«Вот, смотрите, кот. Коту совершенно наплевать, существует ли общество «Память». Или отдел идеологии при ЦК. Так же, впрочем, ему безразличен президент США, его на­личие или отсутствие. Чем я хуже этого кота?» Бродский

Но зеркало социальных сетей показывает, что мы идем в этом направлении дальше: в эпоху селфи, монологов и однозначного перевеса пишущих над читающими, мы устали от себя и человеческой жизни в целом — мы хотим вести хотя бы кошачью. Вот у нас ноябрь, работа, рост цен, лишний вес — а у кота сон, еда, март. Уровень интеллекта стремительно падает, а счастья все равно нет. Пушистости не хватает, естественной лапусечности.

Пока нейрофизиологи, когнетивисты пугают, что искусственный интеллект скоро обретет самосознание и вытеснит нас, кошки уже вытесняют людей из их же сетей. Они не надоедают глупостями, на них приятно смотреть. Вот и искусство заменило человека котом — и сразу стало интереснее и ярче. «Всадница» Брюллова, где вместо лошади — котик. И Вавилонская башня интереснее, если на нее котика посадить.

«Котик» — это антитеза интеллектуального текста, который и без того сжался до максимума в 3 абзаца. Котик — это релакс между потугами на мыслительную деятельность. Антипод неприятного, заставляющего реагировать — умиляться котикам. Мы уже пытались быть разумными, активными, правильными — не помогло, теперь только милыми эгоистами, которые грациозно гуляют сами по себе.

Животное уже перестало быть объектом культуры, взяв на себя субъектную роль. (Андрей Сикорский, автор «Рыбного дня», даже съязвил, что, возможно, скоро животные будут использовать людей в качестве объектов).

Куратор «Мультивидения» особенно подчеркивала, что современное искусство любит животных живыми. (По сравнению с художествами Ильи Фабра, и слава богу!)

Котики великолепны, к ним никаких претензий. А вот «человек — это звучит гордо, а выглядит отвратительно!» (В.Шендерович)

Помимо «Сада котов» Эрарта отвела зал под очаровательных рыб Андрея Сикорского, собранных из мусора, выброшенного прибоем. (Да, теперь в морях плавает больше проржавевшего мусора, чем традиционной рыбы). Эти создания из ржавых железяк, лопат и ключей очаровательны! Они тоже из какой-то внутренней рыбы, которую художник разбудил в себе. Возможно, котики — массовая, но не единственная форма внечеловеческой жизни.

В третьем зале можно посмотреть анимацию. Я все не осилила. По фильмам видно, что как природу ни переосмысливай, а кризис налицо. То пальцы прорастают ветками и корнями (впечатлительные, не смотрите этот фильм, древесные кошмары будут снится); то гусеницы оборачиваются жестяными банками. То собаки бегают по какой-то постапокалиптической периферии брошенного города; то природу и человека пытаются воссоздать заново в неком лабораторном философском камне… — эстетика очень разная (мне больше понравилась французская «Периферия»), а полный перечень и некоторые тизеры на сайте Эрарты.

Если я сейчас у Вас в эфире сниму штаны, то рейтинг программы взлетит до небес, хотя ничего особенного зритель не увидит. (один известный писатель телеведущему).

Мы пришли к такой информационной насыщенности пространства, что главным становится не интеллектуальный объект (их переизбыток), борьба идет за внимание. Само внимание становится главным. И какая в сущности разница, что проецировать на пролет моста — главное, чтобы зрелищно. Или, выражаясь молодежным языком, чтобы цепляло, но не грузило.

А уж мультфильмы, котики в модном месте в тусовочное время фестиваля!.. — наше все.

+8

0 Комментариев

Оставить комментарий

Авторизация


Регистрация Забыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён


Генерация пароля

Регистрация